Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:06, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и
Управление социально-
Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного
управления определяется в первую очередь
человеческим фактором, потенциалом
активного и решительного поведения
человека в условиях кризиса, его
заинтересованностью в
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.
Первая группа – проблемы
распознавания предкризисных
Не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем
антикризисного управления связана
с ключевыми сферами
Проблематику антикризисного
управления можно представить и
в диверсификации технологий управления
(третья группа проблем). Она включает
в самом общем виде проблемы прогнозирования
кризисов и вариантов поведения
социально-экономической
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.
Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Управление осуществляется
в социально-экономической
Суть антикризисного управления выражается в следующем:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут
быть до определенного предела
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Особенности технологий антикризисного управления:
• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
• осуществление программно-
• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, к осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
• усиление внимания к предварительным
и последующим оценкам
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции антикризисного
управления – это виды
2. В развитии любого
управления сосуществуют две
его противоположности –
3. Управление имеет ограничения
– внутренние и внешние,
Ограничения можно регулировать, и в этом суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются посредством или отбора персонала, его ротации, обучения, или совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.
Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, паблик рилейшнз.
4. Одна из важнейших
характеристик антикризисного
5. Для антикризисного управления
особое значение имеет
Стратегии антикризисного управления:
• предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
• выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
• противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов;
• стабилизация позитивных ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
• рассчитанный риск;
• последовательный вывод из кризиса;
• предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
1. профессионализм
2. искусство управления, приобретенное
в процессах специальной
3. Методология разработки
рискованных решений. Подобная
методология должна быть
4. Научный анализ обстановки,
прогнозирование тенденций.
5. Важным фактором эффективности
антикризисного управления
6. Лидерство. Существует
множество оттенков и
7. Оперативность и гибкость
управления. В кризисных ситуациях
часто возникает потребность
в быстрых и решительных
8. Стратегия и качество
антикризисных программ. Во многих
ситуациях возникает
9. Человеческий фактор
в определенной мере отражает
факторы корпоративности и
10. Значительным фактором
эффективности антикризисного
Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т. п.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».
Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этой системы (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.). Основу управления объектом диагностики составляют конкретные управленческие процедуры.
Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.