Антикризесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и

Файлы: 1 файл

антикризесное управление.docx

— 108.50 Кб (Скачать файл)

14. ВОЗМОЖНОСТЬ  И НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

Управление социально-экономической  системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

Антикризисное управление –  это управление, определенным образом  предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий  кризиса и использования его  факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором, потенциалом  активного и решительного поведения  человека в условиях кризиса, его  заинтересованностью в преодолении  кризиса, пониманием истоков и природы  кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет  искать и находить пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления  кризисов, приспосабливаться к возникающим  ситуациям. Кроме того, возможность  антикризисного управления определяется и знанием циклического характера  развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы. Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать. Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которым относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении – необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.

15. ПРОБЛЕМАТИКА  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.

Первая группа – проблемы распознавания предкризисных ситуаций: своевременно увидеть наступление  кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит  возможное предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить  в действие. И это тоже проблема управления.

Не все кризисы можно  предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается  посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации  в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем  антикризисного управления связана  с ключевыми сферами жизнедеятельности  организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Проблематику антикризисного управления можно представить и  в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования  кризисов и вариантов поведения  социально-экономической системы  в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем  включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства  и санации предприятий.

Состав типичных проблем  антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом  управления, обладающим как общими для управления чертами, так и  специфическими характеристиками.

16. признаки  и особенности антикризисного  управления 

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда является деятельность человека.

Суть антикризисного управления выражается в следующем:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и  необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут  быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти  процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в  системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме  управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным  системам управления;

• склонность к усилению неформального управления, мотивация  энтузиазма, терпения, уверенности;

• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

• снижение централизма для  обеспечения своевременного ситуационного  реагирования на возникающие проблемы;

• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать  усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Особенности технологий антикризисного управления:

• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

• осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах  управления, к осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

• усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив  поведения и деятельности. Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия  дают необходимый эффект в предкризисной  или кризисной ситуации.

17. ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

Некоторые из характеристик  антикризисного управления требуют  более подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного  управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления  и определяют его результат.  Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять  успешно в преддверии кризиса,  в процессе кризиса и при  наличии его последствий? Выделяют  шесть функций: предкризисное  управление, управление в условиях  кризиса, управление процессами  выхода из кризиса, стабилизация  неустойчивых ситуаций (обеспечение  управляемости), минимизация потерь  и упущенных возможностей, регулирование  времени принятия и исполнения  решений.

2. В развитии любого  управления сосуществуют две  его противоположности – интеграция  и дифференциация, которые находятся  в диалектической связи. Усиление  интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Выход из кризиса – изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

3. Управление имеет ограничения  – внутренние и внешние, которые  находятся в определенном, но  изменяющемся соотношении. В зависимости  от этого соотношения изменяется  и вероятность кризисных явлений.

Ограничения можно регулировать, и в этом суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются  посредством или отбора персонала, его ротации, обучения, или совершенствования  системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, паблик рилейшнз.

4. Одна из важнейших  характеристик антикризисного управления  – сочетание формального и  неформального управления. Разнообразные  виды такого сочетания определяют  зону рациональной организации  антикризисного управления, которая  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

5. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

Стратегии антикризисного управления:

• предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

• выжидание зрелости кризиса  для успешного решения проблем  его преодоления;

• противодействие кризисным  явлениям, замедление его процессов;

• стабилизация позитивных ситуаций посредством использования  резервов, дополнительных ресурсов;

• рассчитанный риск;

• последовательный вывод  из кризиса;

• предвидение и создание условий устранения последствий  кризиса.

18. ФАКТОРЫ  ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

1. профессионализм антикризисного  управления и специальная подготовка.

2. искусство управления, приобретенное  в процессах специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях  индивидуальное искусство управления  является решающим фактором выхода  из кризиса или его смягчения.

3. Методология разработки  рискованных решений. Подобная  методология должна быть создана  и освоена, потому что в значительной  мере определяет такие качества  управленческих решений, как своевременность,  полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение  будущего – не субъективное, а  основанное на точном, научно  обоснованном анализе – позволяет  постоянно держать в поле зрения  все проявления приближающегося  или проходящего кризиса.

5. Важным фактором эффективности  антикризисного управления является  также корпоративность. Корпоративность  является надежной опорой антикризисного  управления. Но она не возникает  сама по себе, а является результатом  управления и элементом его  цели и, кроме того, средством  в механизме управления.

6. Лидерство. Существует  множество оттенков и модификаций  лидерства, которое определяется  не только личностью менеджера,  но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру,  уверенностью.

7. Оперативность и гибкость  управления. В кризисных ситуациях  часто возникает потребность  в быстрых и решительных действиях,  оперативных мерах, изменении  управления по складывающимся  ситуациям, адаптации к условиям  кризиса.

8. Стратегия и качество  антикризисных программ. Во многих  ситуациях возникает потребность  в изменении стратегии управления  и разработке специальных программ  антикризисного развития. Качество  программ и стратегических установок  может быть различным.

9. Человеческий фактор  в определенной мере отражает  факторы корпоративности и лидерства,  искусства управления. В антикризисном  управлении существует понятие  антикризисной команды – ближайших  помощников антикризисного менеджера,  которые могут пользоваться его  особым доверием и способны  согласованно и целенаправленно  осуществлять программу антикризисного  управления.

10. Значительным фактором  эффективности антикризисного управления  является система мониторинга  кризисных ситуаций. Она представляет  собой специально организованные  действия по определению вероятности  и реальности наступления кризиса  и необходима для своевременного  его обнаружения и распознавания.

19. ПАРАМЕТРЫ  ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КРИЗИСА 

Диагностика – определение  состояния объекта, предмета, явления  или процесса (управленческого, производственного, технологического и т. п.) посредством  реализации комплекса исследовательских  процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Объектом диагностики  может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика  страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой  формы собственности), так и любой  элемент этой системы (внутренняя среда  организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная  структура, себестоимость и др.). Основу управления объектом диагностики  составляют конкретные управленческие процедуры.

Цель диагностики –  установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии  на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно  откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию  и тактику.

Информация о работе Антикризесное управление