48. ПРИНЦИПЫ
КОНТРОЛЛИНГА
Особенность контроллинга как
типа управления наиболее ярко проявляется
в его принципах и функциях.
Выделяют следующие основные
принципы контроллинга:
1) принцип регулирования динамики развития
организации, т. е. ускорение или торможение
различных процессов в организации. Одни
процессы требуют ускорения, другие, наоборот,
торможения. Сочетание первого и второго
– важнейшая задача контроллинга, который
и предназначен распознавать и выявлять
положительные и отрицательные тенденции,
возможности влиять на них соответствующим
образом;
2) принцип фиксации фактов, норм, заданий,
показателей и т. д. Без фиксации или документального
оформления невозможны сравнение и обоснование
тенденций, анализ их истоков и причин.
В современном управлении такая фиксация
осуществляется посредством компьютерной
техники. Однако некоторые факты необходимо
оформлять в документальном порядке;
3) принцип регулярности контроля, мониторинга
процессов. Контроллинг построен не на
эпизодическом или выборочном, а на регулярном
контроле. Регулярность отражает не только
промежутки времени, но и этапы процессов
и точки контроля;
4) принцип гибкости контроля, т. е. необходимость
варьировать методы и формы контроля в
зависимости от обстоятельств развития
организации;
5) принцип фактологии, отражающий правило
логичного сбора и построения фактов.
Основу такой логики должны составлять
цель и миссия организации, концепция
управления, систематизация фактов;
6) принцип накопления информации, позволяющий
вести статистику и производить статистический
анализ, видеть тенденции и предвидеть
будущее;
7) принцип анализа тенденций, т. е. сравнительные
оценки и сопоставления;
8) принцип стратегичности. Главным в содержании
контроллинга является обеспечение развития
предприятия по стратегической программе,
осуществление его деятельности в соответствии
с разработанной стратегией;
9) принцип своевременности обнаружения
отклонений – устранение отклонений в
работе предприятия на ранней стадии кризиса,
особенно если они оказались результатом
ошибки;
10) принцип организационного обеспечения,
т. е. необходимость выделения специальной
службы и предоставления ей статуса, необходимого
для реализации всех перечисленных принципов
и специализированных функций.
49. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА
Любой тип управления характеризуется
функциями (система управления), приоритетами
(механизм управления) и технологией
(процесс разработки и принятия решений).
Специфические функции контроллинга:
1) мониторинг состояния и изменения организации
по всем сферам ее функционирования –
экономической, социальной, технологической,
организационной, информационной;
2) информационное обеспечение управленческих
решений: поиск, получение и обработка
информации, дифференциация информации
по проблемам, организационным единицам,
разработка альтернативных вариантов
решений;
3) контроль и мотивация исполнения решений
и творчества в деятельности. Эта функция
«питает» систему ответственности и поощрений,
которая может быть различной – административной,
экономической, социально-психологической,
коллективной и пр. Наблюдение за исполнением
является и значительным мотивационным
фактором, в том числе и фактором поощрения
за творчество ;
4) оценка устойчивости развития организации,
осуществление антикризисного управления
в виде решений по профилактике кризисов,
готовности к кризисным ситуациям, определения
характера и особенностей возможного
или реального кризиса;
5) установление границ отклонений (ограничений)
от действующих норм, плановых показателей
и тенденций развития;
6) анализ причин отклонений, определение
ограничений объективных, естественных
в данной ситуации, необходимых для эффективности
или для выбранной цели;
7) прогнозирование развития на ближайшую
и дальнюю перспективу;
8) контроль затрат и регулирование использования
ресурсов: финансовых, материальных, людских,
информационных, ресурсов времени и пространства;
9) разработка методологии планирования
с учетом возможностей контроля, регулирования
и координации, критериев динамики, эффективности,
ресурсосбережения ;
10) корректирование планов по критическим
ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям
выгоды, необходимости преобразований.
50. ТИПЫ
КОНТРОЛЛИНГА
Существует множество
типов контроллинга, которые отражают
как его общие задачи, так и особенности
организации и условий, в которых она находится.
Очень часто в качестве главных типов
контроллинга выделяют стратегический
и тактический.
Стратегический контроллинг отслеживает
изменения, происходящие как в самой организации,
так и в окружающей ее среде. При этом большую
роль играет характер изменений.
Стратегический контроллинг ориентирован
на поддержание и формирование потенциала
успеха, проведение антикризисной политики
по всем ее направлениям и решает следующие
задачи: 1) контролирование реальности
качественных и количественных параметров
развития, установления целей, определения
принципов антикризисного управления
в конкретных условиях; 2) распределение
по форме и мере ответственности за выполнение
определенных заданий стратегической
программы; 3) анализ и исследование альтернативных
стратегий; 4) определение «критических»
факторов реализации стратегической программы
– как внешних, так и внутренних; 5) определение
этапных моментов реализации стратегической
программы, требующих усиления контроля,
использования специальных методов оценки,
обнаружения и пр.; 6) установление связи
показателей с целью антикризисного управления,
их валидности и надежности, достаточного
состава, методики расчета; 7) формирование
критериальной основы оценок, отклонений,
нормативных величин. Тактический
контроллинг в антикризисном управлении
характеризует текущую деятельность по
осуществлению систематизированного
контроля деятельности организации и
решает следующие задачи:
1) установление необходимой периодичности
контроля, позволяющей своевременно обнаруживать
возможности отклонений, опасные явления
и слабые стороны;
2) определение и реализация масштабов
контроля. Существуют системы тотального,
выборочного, локального и общего контроля;
3) обеспечение глубины контроля, отражающей
возможности улавливания слабых сигналов,
обнаружения тех процессов, которые лишь
в ближайшем будущем могут быть наиболее
заметными;
4) регулирование трудоемкости контроля,
которая в значительной степени зависит
от его организации и методики, использования
современных технических средств обработки
информации, масштабов и глубины контроля,
квалификации персонала, осуществляющего
функцию контроля ;
5) мотивация и обеспечение условий контроля,
отражающие, что контроль всегда предполагает
ту или иную меру участия человека;
6) определение критических точек контролируемого
процесса.
Связи стратегического и тактического
контроллинга проявляются в методологии
и организации контрольной деятельности.
Методология контроллинга характеризует
его цели, подходы и принципы, инструменты
и методы.
51. АНТИКРИЗИСНАЯ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА
Для обеспечения успеха антикризисной
инвестиционной политики важно обеспечить
связь между стратегическими
и тактическими решениями в области
инвестиций. Основная цель антикризисной
инвестиционной стратегии государства
– структурная перестройка экономики.
Тактические инвестиционные решения
нацелены на поддержание эффективной
деятельности предприятий, осуществление
государственной финансовой поддержки
неплатежеспособных предприятий для
восстановления их платежеспособности
или финансирования реорганизационных
мероприятий. Тактические и стратегические
инвестиционные решения различаются масштабами
финансовых вложений и степенью неопределенности
результатов принимаемых решений, что
обусловливает различную степень финансовых
рисков.
Реализация государственной антикризисной
стратегии должна опираться на ряд предпосылок:
• политическая
и социально-экономическая стабильность
в обществе;
• наличие
законодательной базы для развития
инвестиционного процесса, в том
числе совершенствование налогового
законодательства;
• рост
реальных налоговых поступлений
в бюджет;
• устойчивость
национальной валюты;
• снижение темпов инфляции;
• прекращение
утечки капитала из страны. Антикризисная
инвестиционная стратегия должна быть
направлена на преодоление негативных
явлений в экономике России.
В управлении
инвестиционным процессом необходимо:
1) четко определить цели инвестирования
(создание новых предприятий; техническое
перевооружение и реконструкция действующих
предприятий, модернизация оборудования
и т. д.);
2) выбрать объекты инвестирования
в соответствии с обозначенными
приоритетами. Так, в современных
условиях преимущественным направлением
использования бюджетных средств
является создание относительно
небольших проектов с высокой
скоростью оборота капитала и
быстрой отдачей. В условиях
кризиса в инвестиционной сфере
особую значимость приобретает
такой принцип финансирования, как
получение максимального эффекта
при минимуме затрат;
3) выявить реальные источники
инвестиций и с учетом определенных
возможностей создать законодательную
базу для осуществления и развития
инвестиций, в том числе иностранных.
Эти базовые условия должны
обеспечить решение основной задачи
антикризисной инвестиционной стратегии
на уровне государства – создание
накоплений для обновления основного
капитала, для долгосрочного инвестирования
в реальный сектор экономики.
52. ОЦЕНКА
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В процессе принятия инвестиционных
решений можно выделить следующие
этапы:
1) оценка финансового состояния
предприятия и возможностей его
участия в инвестиционной деятельности;
2) обоснование размера
инвестиций и выбор источников
финансирования;
3) оценка будущих денежных
потоков от реализации инвестиционного
проекта.
Одним из наиболее важных этапов оценки
инвестиционной привлекательности предприятия
является анализ его финансово-хозяйственной
деятельности.
Финансовое состояние предприятия – это
комплексное понятие, которое подразумевает
оценку степени эффективности размещения
средств, устойчивости платежеспособности,
наличия достаточной финансовой базы,
обеспеченности собственными оборотными
средствами, организации расчетов и др.
Широкое распространение для оценки финансового
состояния предприятия получили методики,
основанные на анализе системы финансовых
коэффициентов. При всем разнообразии
методик с использованием финансовых
коэффициентов их главные отличия определяются:
• степенью многочисленности
используемых в анализе финансовых
коэффициентов;
• принципами оценки весомости этих коэффициентов;
• методами получения обобщенной оценки
финансового состояния предприятия.
Особое внимание должно быть
обращено на наличие таких позиций
в отчетах предприятий, как убытки,
кредиты и займы, не погашенные в
срок, просроченная кредиторская и дебиторская
задолженность. Следующим этапом анализа
является оценка финансового состояния
предприятия с помощью системы финансовых
коэффициентов. При всем разнообразии
финансовых коэффициентов они должны
включать показатели следующих направлений
оценки финансового состояния:
I группа – показатели
ликвидности;
II группа – показатели финансовой устойчивости;
III группа – показатели деловой активности;
IV группа – показатели рентабельности.