При рассмотрении дела о банкротстве
должника – юридического лица применяются
следующие процедуры банкротства:
1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление; 4) конкурсное
производство; 5) мировое соглашение.
В случае проведения процедур
банкротства обязательному опубликованию
подлежат сообщения о введении в
отношении должника процедуры наблюдения,
признании должника банкротом и
об открытии конкурсного производства,
о прекращении производства по делу
о банкротстве.
При отсутствии возражений кредиторов
должник – юридическое лицо может объявить
о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
В случае возникновения признаков банкротства
руководитель должника обязан сообщить
об этом своим учредителям. Все соучастники
до момента подачи в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом обязаны
принимать меры по предупреждению банкротства
предприятий, т. е. меры, направленные на
финансовое оздоровление.
Дела о банкротстве юридических лиц, в
том числе зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей, рассматриваются
арбитражным судом по правилам, предусмотренным
АПК РФ, по месту нахождения должника.
Заявление о признании должника банкротом
принимается арбитражным судом, если требования
к должнику – юридическому лицу в совокупности
составляют не менее 1000 МРОТ и указанные
требования не погашены в течение трех
месяцев.
К заявлению должны быть приложены доказательства
принятия мер к получению задолженности
по обязательным платежам в установленном
законом порядке.
Судья арбитражного суда принимает заявление
о признании должника банкротом, поданное
с соблюдением требований, предусмотренных
АПК РФ и Законом о несостоятельности.
Подготовка дела о банкротстве к судебному
разбирательству производится судьей
арбитражного суда в порядке, предусмотренном
АПК РФ.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено
в заседании арбитражного суда в срок,
не превышающий семи месяцев с даты поступления
заявления о признании должника банкротом
в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве
арбитражный суд принимает один из следующих
судебных актов: 1) решение о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства ; 2) решение об отказе в признании
должника банкротом; 3) определение о введении
финансового оздоровления; 4) определение
о введении внешнего управления; 5) определение
о прекращении производства по делу о
банкротстве; 6) определение об оставлении
заявления о признании должника банкротом
без рассмотрения; 7) определение об утверждении
мирового соглашения. Принятый судебный
акт подлежит немедленному исполнению.
38. ВРЕМЕННЫЙ
И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЕ
Решение арбитражного суда об
отказе в признании должника банкротом
принимается в случаях отсутствия
признаков банкротства. Принятие арбитражным
судом решения об отказе в признании
должника банкротом является основанием
для прекращения действия обстоятельств,
являющихся последствием принятия заявления
о признании должника банкротом
и (или) введения наблюдения в срок не позднее
30 дней со дня вынесения определения. В
определении о введении наблюдения указывается
о назначении временного управляющего,
который назначается арбитражным судом
для осуществления процедур наблюдения.
Введение наблюдения не является основанием
для отстранения руководителя должника
и иных органов управления должника, которые
продолжают осуществлять свои полномочия
с ограничениями. Временный управляющий
обязан:
• принимать меры по обеспечению сохранности
имущества должника;
• проводить анализ финансового состояния
должника;
• определять наличие признаков фиктивного
банкротства и преднамеренного банкротства;
• устанавливать кредиторов должника,
вести реестр требований кредиторов, уведомлять
кредиторов о введении в отношении должника
наблюдения;
• созывать и проводить первое собрание
кредиторов.
После назначения он определяет
дату проведения первого собрания кредиторов.
К компетенции собрания относится
принятие решения о применении той
или иной процедуры банкротства
по отношению к должнику. С этого
момента наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным
судом на основании решения собрания кредиторов.
К этому решению прилагаются план финансового
оздоровления и график погашения задолженности.
Вводится финансовое оздоровление на
срок не более двух лет. Исполнение обязанностей
руководителя должника в этом случае возлагается
на административного управляющего, который
действует до окончания финансового оздоровления
или его досрочного прекращения. Административный
управляющий назначается арбитражным
судом для осуществления финансового
оздоровления. В случае погашения должником
всех требований кредиторов, предусмотренных
графиком погашения задолженности, до
истечения установленного срока финансового
оздоровления руководитель должника представляет
в суд отчет о досрочном окончании финансового
оздоровления. Основанием для досрочного
прекращения финансового оздоровления
является неоднократное либо существенное
(на срок более одного месяца) нарушение
должником в ходе финансового оздоровления
сроков погашения требований кредиторов,
установленных графиком погашения задолженности.
39. ВНЕШНИЙ
УПРАВЛЯЮЩИЙ
По итогам заключения административного
управляющего и отчета руководителя
должника собрание кредиторов принимает
решение об обращении в суд
с одним из ходатайств: о введении
внешнего управления или признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства. Если установлена
реальная возможность восстановления
платежеспособности должника, вводится
внешнее управление. Если такой возможности
нет и должник признается банкротом, то
открывается конкурсное производство.
Внешнее управление вводится на срок не
более 18 месяцев, который может быть продлен
не более чем на шесть месяцев. внешний
управляющий назначается арбитражным
судом для проведения внешнего управления.
Не позднее одного месяца с момента своего
назначения внешний управляющий должен
разработать план внешнего управления,
предусматривающий меры по восстановлению
платежеспособности должника. Внешний
управляющий вправе заключать мировое
соглашение. Он отчитывается перед собранием
кредиторов, а его отчет подлежит обязательному
рассмотрению арбитражным судом. Если
в установленный срок не произведены расчеты
с кредиторами, арбитражный суд принимает
решение о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства.
С момента принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства:
1) срок исполнения всех денежных обязательств
должника, а также отсроченных обязательных
платежей должника считается наступившим;
2) прекращается начисление неустоек (штрафов,
пеней), процентов и иных финансовых (экономических)
санкций по всем видам задолженности должника;
3) сведения о финансовом состоянии должника
прекращают относиться к категории сведений,
носящих конфиденциальный характер либо
являющихся коммерческой тайной;
4) прекращается исполнение исполнительных
документов.
40. КОНКУРСНЫЙ
УПРАВЛЯЮЩИЙ
Конкурсное производство
вводится сроком на один год, но он может
быть и продлен (по суду) на шесть месяцев.
При принятии решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства
арбитражный суд назначает конкурсного
управляющего в порядке, предусмотренном
для назначения внешнего управляющего.
Конкурсный управляющий действует до
момента завершения конкурсного производства.
Сведения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
направляются конкурсным управляющим
не позднее 10 дней с момента его назначения.
С момента назначения конкурсного управляющего
к нему переходят все полномочия по управлению
делами должника, в том числе полномочия
по распоряжению имуществом должника.
Конкурсный управляющий с момента своего
назначения осуществляет следующие функции:
• принимает в ведение имущество должника,
анализирует финансовое состояние должника;
• предъявляет к третьим лицам, имеющим
задолженность перед должником, требования
о ее взыскании ;
• уведомляет работников должника о предстоящем
увольнении в соответствии с российским
законодательством о труде;
• рассматривает в установленном порядке
требования кредиторов, предъявленные
к должнику, ведет реестр требований кредиторов
должника;
• проверяет обоснованность этих требований.
В ходе конкурсного производства
конкурсный управляющий осуществляет
инвентаризацию и оценку имущества
должника, для чего привлекает независимых
оценщиков с оплатой их услуг
за счет имущества должника.
Конкурсный управляющий обязан использовать
только один счет должника в банке, а при
его отсутствии открыть в ходе конкурсного
производства такой счет (основной счет
должника). Остатки денежных средств должника
с указанных счетов должны быть перечислены
на основной счет должника. Затем конкурсный
управляющий приступает к продаже имущества
должника на открытых торгах. Имущество,
балансовая оценка которого превышает
1 млн руб., должно продаваться только на
открытых торгах. Конкурсный управляющий
производит расчеты с кредиторами в соответствии
с реестром требований кредиторов. В случае
неполучения данной суммы кредитором
в течение трех лет с момента ее внесения
в депозит нотариуса указанная сумма перечисляется
соответствующим нотариусом в федеральный
бюджет. После завершения расчетов с кредиторами
конкурсный управляющий представляет
в арбитражный суд отчет о результатах
проведения конкурсного производства.
После рассмотрения арбитражным судом
отчета он выносит определение о завершении
конкурсного производства, которое подлежит
немедленному исполнению и является основанием
для внесения в Единый государственный
реестр юридических лиц записи о ликвидации
должника не позднее трех дней с момента
представления.
41. ПОНЯТИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
Необходимым элементом антикризисного
управления являются организационные
преобразования – изменения в
организации, способствующие новому, как
правило, более эффективному, образу
действий. Преобразования отличаются
от реструктуризации наличием более
широкого спектра изменений.
Для антикризисного управления
наибольшее значение имеют преобразования
продуктовые, определяющие материальный
результат управления, процессные преобразования,
изменяющие все процессы функционирования
организации, и преобразования ресурсные,
связанные с перераспределением ресурсов.
Процессные преобразования антикризисного
управления включают следующие нововведения
: 1) в процессах взаимодействия организации
с внешней средой (организация сбытовой
и закупочной деятельности, схемы сотрудничества,
выбор партнеров и пр.) ; 2) в процессах управления
движением материальных запасов и денежных
средств (логистические преобразования);
3) в процессах информационно-аналитического
обеспечения управления (оперативность,
достоверность, своевременность, аналитическая
ценность и пр.); 4) технологические – в
процессах производства продукта, услуги
и др .; 5) организационные – в процессах
взаимодействия функций , персонала, целевых
групп и пр.
Процессные преобразования ориентированы
на экономию всех видов издержек, времени,
повышение качества работы.
Продуктовые преобразования – это выбор
и освоение новых видов продуктов и услуг.
При разработке продуктовых преобразований
в процессах антикризисного управления
всегда возникает необходимость выбора
таких преобразований, которые окажутся
наиболее приемлемыми в конкретных условиях
функционирования предприятия, его положения
на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
Продуктовые преобразования имеют решающее
значение в реализации антикризисного
управления. Ресурсные преобразования
– это реконструкция основных факторов
функционирования предприятия
• реорганизация предприятия в различных
факторах его функционирования – управление,
организация производства, работа с персоналом
и др.;
• перераспределение или реструктуризация
материальных и нематериальных ресурсов;
• перераспределение ответственности
должностных лиц и полномочий менеджеров
различного уровня, укрепление дисциплины,
повышение организационной четкости работы
всех звеньев управления. Ресурсные преобразования
непосредственно не приносят дополнительных
прибылей, но являются необходимым условием
реализации всех преобразовательных проектов
продуктового типа, всех преобразований
по увеличению продаж и снижению себестоимости.
В то же время ресурсные
преобразования, как и все другие,
требуют определенных затрат, проходят
иногда весьма болезненно в социально-психологическом
отношении и медленно окупаются.
Они характеризуют стратегический
аспект антикризисного управления.
42. ПРОЦЕССНЫЕ
АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Процессные преобразования
в санации предприятий – это
новшества, которые вводятся в процессы
управления и организации производства
и способны привести к скорейшим
результатам в финансовом оздоровлении
фирмы.
Процессные антикризисные
преобразования включают следующее.
1. Мероприятия по экономии постоянных
(условно-постоянных) операционных расходов
важны потому, что от уровня постоянных
или условно-постоянных расходов в наибольшей
степени зависят прибыль предприятия
и остающиеся у него на счетах средства.
Основные направления экономии постоянных
издержек предприятия при его санации:
а) экономия на аренде избыточных активов;
б) экономия на покупке в собственность
предприятия активов, которые ему понадобятся
лишь спустя некоторое время;
в) продажа активов, которые являются нефункционирующими
(избыточными) и которые могут быть либо
проданными, либо сданными в аренду до
возникновения в них потребности ;
г) экономия на административно-управленческом
и вспомогательном персонале;
д) экономия на производственном персонале,
задействованном на выпуске невыгодного,
устаревшего продукта;
е) экономия при непродлении платежей
по поддержанию прав собственности на
нематериальные активы типа патентов,
лицензий, разнообразных льгот и т. д.,
экономия на оплате услуг консультантов
и юристов;
ж) экономия на отчислениях в резервные
фонды, страхующие различные риски.