Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений все больше возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Информация о деятельности организаций отражается в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование данной отчетности позволяет учредителям, акционерам, налоговым органам, банкам, поставщикам и другим юридическим и физическим лицам судить о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, об эффективности его деятельности и перспективах развития.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля. Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
1.3 Организация аудита в Республике Беларусь
2. Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь за 2007-2009 годы и за первое полугодие 2010 года
2.1 Анализ показателей, отражающих общие тенденции развития аудита в Республике Беларусь
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты проведения аудита в организациях
3. Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудиторский контроль.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение

1. Теоретические основы  аудиторского (независимого) контроля. Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля

1.2 Классификация аудита

1.3 Организация аудита  в Республике Беларусь

2. Анализ аудиторской  деятельности в Республике Беларусь  за 2007-2009 годы и за первое полугодие  2010 года

2.1 Анализ показателей,  отражающих общие тенденции развития  аудита в Республике Беларусь

2.2 Анализ показателей,  характеризующих результаты проведения  аудита в организациях

3. Проблемы и перспективы  развития аудиторского контроля  в Республике Беларусь

3.1 Проблемы развития аудита  и пути его совершенствования  в Республике Беларусь

3.2 Перспективы развития  аудита в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования рыночных отношений все больше возрастает потребность в достоверной учетной  и отчетной информации о деятельности предприятий. Информация о деятельности организаций отражается в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование  данной отчетности позволяет учредителям, акционерам, налоговым органам, банкам, поставщикам и другим юридическим  и физическим лицам судить о текущем  финансовом состоянии того или иного  предприятия, об эффективности его  деятельности и перспективах развития. Поэтому необходимо, чтобы информация, предоставляемая субъектами хозяйствования, была достоверной, объективной и  соответствовала действующему законодательству. Получению таких сведений способствует аудит.

Аудит - независимый финансовый контроль, целью которого является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и соответствия совершенных  финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Следует отметить, что аудит включает в себя не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторами экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной  деятельности.

Аудит как составляющая экономического контроля обнаруживает и раскрывает новые возможности предпринимательской  деятельности, определяет ее эффективность, исследует организацию производства, планирование, сохранение финансовых ресурсов, соблюдение технологической  и трудовой дисциплины, качество выпущенной продукции, достоверность отображения  хозяйственно-финансовых операций в  учете и отчетности в рамках отдельного предприятия.

В Республике Беларусь аудит  существует с 1991 года. Его появление  связано с переходом белорусской  экономики от командно-административной к рыночной. В связи с увеличением доли частной собственности в экономике увеличивается и потребность в достоверной оценке финансового состояния субъектов хозяйствования, что вызывает необходимость развития и совершенствования форм контроля, в частности, аудиторской деятельности. Поэтому в Беларуси вопросам, касающимся развития аудита, его значения в современной экономике на современном этапе, поиска путей совершенствования и перспектив развития аудиторской деятельности, придается большое значение.

 

 

1. Теоретические  основы аудиторского (независимого) контроля

1.1 Понятие и  сущность аудита, его цель и  место в системе контроля

В настоящее время важную роль в рыночной экономике играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу  предприятия для определения  стратегии развития и способов повышения  эффективности его деятельности; государственным органам для  контроля за соблюдением законодательства в области налогообложения; банкам и страховым компаниям для  оценки платежеспособности предприятия  и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый  контроль достоверности бухгалтерского учета, а также предоставляемой  государственным органам и публикуемой  в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия «аудит». Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие утверждают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».

Международные нормативы  аудита определяют его как независимую  проверку финансовых отчетов или  относящейся к ним финансовой информации объекта, если такая проверка производится с целью выражения  дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль  или нет, каковы его размер и форма  организации.

В Республике Беларусь понятие  «аудит» (аудиторская деятельность) закреплено в Законе РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ (ред. от 4 января 2010 г. № 109-З).

Согласно статье 1 указанного Закона под аудиторской деятельностью  понимается «предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству» .

На предприятии проводится аудит:

- достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

- целевого использования кредитов и инвестиций;

- финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

- финансового состояния эмитента ценных бумаг;

- формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

- достоверности налоговой декларации (расчета);

- стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

- иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Таким образом, объектом аудита является финансово-хозяйственная  деятельность аудируемых лиц, а основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствия совершенных им финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству, а также правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - совокупность показателей, основывающихся на данных бухгалтерского учета, отраженных в балансе и приложениях к нему. С целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору необходимо убедиться, что она:

- раскрывает все статьи, которые являются существенными для воздействия на оценку или решение;

- ясна и понятна, подготовлена на основе проведенных операций и объективных данных;

- соответствует требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;

- удовлетворяет информационным потребностям и финансовым интересам пользователей;

- подготовлена с соблюдением принципов бухгалтерского учета, принятых в Республике Беларусь.

Кроме того, аудиторские  организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели могут оказывать  также сопутствующие аудиту услуги по:

- составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

- постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

- составлению деклараций о доходах и имуществе;

- анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

- консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- информационному обслуживанию;

- автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

- оценке предпринимательских рисков;

- разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

- проведению маркетинговых исследований;

- обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги. Эти  услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

В системе контроля аудит  занимает свое определенное место. Являясь  формой осуществления вневедомственного  контроля, он не подменяет собой  государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций  или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет  отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами, которые  проявляются в следующем:

- аудиторская деятельность гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций;

- услуги, оказываемые аудиторскими организациями, являются платными для проверяемых организаций, ревизии же оплачиваются вышестоящим органом или государством;

- при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями и предприятиями строятся на добровольной, договорной основе. Их цель - повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. При ревизиях, осуществляемых государственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер. Цель - проверить соблюдение предприятиями соответствующих законов и нормативных актов, а при выявлении нарушений - применить к нарушителям меры административного или даже уголовного воздействия. Но аудит и государственный финансовый контроль имеют также и общие черты, например, в организационном аспекте их объединяет независимость. Причем независимость аудиторов больше, чем независимость государственных контролеров. Кроме того, при проведении аудиторских проверок и осуществлении контрольно-ревизионной работы используются одни и те же приемы и способы документального и фактического контроля, требуется одна и та же квалификация и контролеров-ревизоров, и аудиторов, в основе которой лежат знания в области бухгалтерского учета и других экономических дисциплин.

Таким образом, потребность  в услугах аудитора возникла в  связи с обособлением интересов  тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. При этом аудит позволяет получить объективную и достоверную информацию о деятельности субъектов хозяйствования, что обеспечивает эффективное управление компанией, повышает доверие к ней со стороны инвесторов, деловых партнеров, общества.

1.2 Классификация  аудита

В настоящее время существуют различные подходы к классификации аудита в зависимости от того, какой признак положен в ее основу. В зависимости от субъекта (исполнителя) различают внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит проводят специалисты организации в соответствии с требованиями его внутрифирменных документов в интересах собственника. Такой аудит могут проводить как аттестованные, так и не аттестованные аудиторы. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторы или аудиторские организации на основании договора гражданско-правового характера по оказанию аудиторских услуг . Такой аудит должен проводиться в соответствии с законодательством государства.

Основные черты внутреннего  и внешнего аудита представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита

Элемент

Внутренний аудит

Внешний аудит

 

Объект

Определяется руководством

Определяется договором

 

Квалификация персонала

Определяется администрацией. Независимость  ограничена

Предъявляются жесткие требования со стороны профессиональных организаций. Большая независимость

 

Отчетность

Перед руководством

Перед третьими лицами

 

Цель

Определяется руководством в соответствии с планом работы

Определяется в соответствии с  законодательством

 

Оплата

Начисление заработной платы в  соответствии с Положением (контрактом), действующим на данном предприятии

   
 
       

По периодичности проведения выделяют первоначальный (проводиться  впервые для данного аудируемого лица) и последующий (проводимый повторно либо на регулярной основе) аудит.

В зависимости от порядка  назначения внешний аудит подразделяют на инициативный и обязательный.

Инициативный аудит - это  аудит, который проводится по решению  субъекта предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуального предпринимателя, или по требованию учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Обязательный аудит - аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Что касается Республики Беларусь, то статьей 3 Закона РБ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, страховых брокеров, резидентов, Парка высоких технологий, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро. Обязательный аудит колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Информация о работе Аудиторский контроль