Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:52, контрольная работа
В условиях формирования рыночных отношений все больше возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Информация о деятельности организаций отражается в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование данной отчетности позволяет учредителям, акционерам, налоговым органам, банкам, поставщикам и другим юридическим и физическим лицам судить о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, об эффективности его деятельности и перспективах развития.
Введение
1. Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля. Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
1.3 Организация аудита в Республике Беларусь
2. Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь за 2007-2009 годы и за первое полугодие 2010 года
2.1 Анализ показателей, отражающих общие тенденции развития аудита в Республике Беларусь
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты проведения аудита в организациях
3. Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля. Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
1.3 Организация аудита в Республике Беларусь
2. Анализ аудиторской
деятельности в Республике
2.1 Анализ показателей,
отражающих общие тенденции
2.2 Анализ показателей,
характеризующих результаты
3. Проблемы и перспективы
развития аудиторского
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования рыночных
отношений все больше возрастает
потребность в достоверной
Аудит - независимый финансовый контроль, целью которого является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Следует отметить, что аудит включает в себя не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторами экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
Аудит как составляющая экономического
контроля обнаруживает и раскрывает
новые возможности
В Республике Беларусь аудит
существует с 1991 года. Его появление
связано с переходом
1. Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
В настоящее время важную
роль в рыночной экономике играет
достоверная информация о деятельности
предприятия, которая нужна владельцу
предприятия для определения
стратегии развития и способов повышения
эффективности его
В связи с указанными обстоятельствами
во всех странах с развитой рыночной
экономикой осуществляется независимый
контроль достоверности бухгалтерского
учета, а также предоставляемой
государственным органам и
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия «аудит». Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие утверждают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».
Международные нормативы аудита определяют его как независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.
В Республике Беларусь понятие «аудит» (аудиторская деятельность) закреплено в Законе РБ «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ (ред. от 4 января 2010 г. № 109-З).
Согласно статье 1 указанного Закона под аудиторской деятельностью понимается «предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству» .
На предприятии проводится аудит:
- достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
- целевого использования кредитов и инвестиций;
- финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
- финансового состояния эмитента ценных бумаг;
- формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
- достоверности налоговой декларации (расчета);
- стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
- иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Таким образом, объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность аудируемых лиц, а основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствия совершенных им финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству, а также правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - совокупность показателей, основывающихся на данных бухгалтерского учета, отраженных в балансе и приложениях к нему. С целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору необходимо убедиться, что она:
- раскрывает все статьи, которые являются существенными для воздействия на оценку или решение;
- ясна и понятна, подготовлена на основе проведенных операций и объективных данных;
- соответствует требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;
- удовлетворяет информационным потребностям и финансовым интересам пользователей;
- подготовлена с соблюдением принципов бухгалтерского учета, принятых в Республике Беларусь.
Кроме того, аудиторские
организации и аудиторы - индивидуальные
предприниматели могут
- составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
- постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
- составлению деклараций о доходах и имуществе;
- анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
- консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- информационному обслуживанию;
- автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
- оценке предпринимательских рисков;
- разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
- проведению маркетинговых исследований;
- обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги. Эти услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
В системе контроля аудит
занимает свое определенное место. Являясь
формой осуществления
- аудиторская деятельность гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций;
- услуги, оказываемые аудиторскими организациями, являются платными для проверяемых организаций, ревизии же оплачиваются вышестоящим органом или государством;
- при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями и предприятиями строятся на добровольной, договорной основе. Их цель - повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. При ревизиях, осуществляемых государственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер. Цель - проверить соблюдение предприятиями соответствующих законов и нормативных актов, а при выявлении нарушений - применить к нарушителям меры административного или даже уголовного воздействия. Но аудит и государственный финансовый контроль имеют также и общие черты, например, в организационном аспекте их объединяет независимость. Причем независимость аудиторов больше, чем независимость государственных контролеров. Кроме того, при проведении аудиторских проверок и осуществлении контрольно-ревизионной работы используются одни и те же приемы и способы документального и фактического контроля, требуется одна и та же квалификация и контролеров-ревизоров, и аудиторов, в основе которой лежат знания в области бухгалтерского учета и других экономических дисциплин.
Таким образом, потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. При этом аудит позволяет получить объективную и достоверную информацию о деятельности субъектов хозяйствования, что обеспечивает эффективное управление компанией, повышает доверие к ней со стороны инвесторов, деловых партнеров, общества.
1.2 Классификация аудита
В настоящее время существуют
различные подходы к
Основные черты внутреннего и внешнего аудита представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита
Элемент |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
|||||
Объект |
Определяется руководством |
Определяется договором |
|||||
Квалификация персонала |
Определяется администрацией. Независимость ограничена |
Предъявляются жесткие требования со стороны профессиональных организаций. Большая независимость |
|||||
Отчетность |
Перед руководством |
Перед третьими лицами |
|||||
Цель |
Определяется руководством в соответствии с планом работы |
Определяется в соответствии с законодательством |
|||||
Оплата |
Начисление заработной платы в соответствии с Положением (контрактом), действующим на данном предприятии |
||||||
По периодичности проведения
выделяют первоначальный (проводиться
впервые для данного
В зависимости от порядка назначения внешний аудит подразделяют на инициативный и обязательный.
Инициативный аудит - это
аудит, который проводится по решению
субъекта предпринимательской
Что касается Республики Беларусь, то статьей 3 Закона РБ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, страховых брокеров, резидентов, Парка высоких технологий, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро. Обязательный аудит колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.