Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений все больше возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Информация о деятельности организаций отражается в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование данной отчетности позволяет учредителям, акционерам, налоговым органам, банкам, поставщикам и другим юридическим и физическим лицам судить о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, об эффективности его деятельности и перспективах развития.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля. Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
1.3 Организация аудита в Республике Беларусь
2. Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь за 2007-2009 годы и за первое полугодие 2010 года
2.1 Анализ показателей, отражающих общие тенденции развития аудита в Республике Беларусь
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты проведения аудита в организациях
3. Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудиторский контроль.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Как обязательный аудит, так  и инициативный могут быть общим, банковским и страховым. Общий аудит  проводится у субъектов хозяйствования независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением  банков и страховых организаций. Банковский аудит проводиться соответственно в учреждениях банка, а страховой - в страховых и перестраховочных организациях.

В зависимости от направления  проверки различают аудит финансовой отчетности, специальный аудит и  аудит на соответствие требованиям.

Аудит финансовой отчетности (финансовый аудит) предполагает оценку достоверности финансовой информации. При проведении такой проверки устанавливается  законность совершенных хозяйственных  операций и отражение их в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с общепринятыми принципами организации  бухгалтерского учета. Он проводится, как правило, внешними аудиторами, результатом  работы которых является заключение относительно финансовых результатов.

Аудит на соответствие проводится с целью установления соблюдения организацией при осуществлении  финансово-хозяйственной деятельности конкретных законов, правил (стандартов), инструкций, положений, договоров и  т.п., влияющих на результаты конкретных операций или отчеты.

Специальный аудит - это аудит, в процессе которого исследуются  конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, норм, обычно имеющий своей целью  подтвердить законность, достоверность  и эффективность отдельных хозяйственных  процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т.д. Как правило, вопросы  проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре оказания аудиторских услуг.

Таким образом, аудит может  быть разным, но его суть остается неизменной и состоит в выражении мнения о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

1.3 Организация  аудита в Республике Беларусь

В Республике Беларусь аудиторская  деятельность регулируется в соответствии с Законом РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ (ред. от 4 января 2010 г. № 109-З). Данный закон  определяет правовые основы осуществления  аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает  права и обязанности аудиторских  организаций и аудиторов, а также  регулирует отношения, возникающие  в процессе государственного регулирования  аудиторской деятельности.

В нашей стране право на осуществление аудиторской деятельности приобретается с лицензией. Выдачу такой лицензии, продление, приостановление  действия или ее аннулирование осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций  необходимо наличие дополнительно  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций - дополнительно лицензии на осуществление  аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь [4, с. 146].

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

аудиторы - физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющие квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

аудиторские организации - коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. В ее штате должно состоять не менее трех аудиторов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

По результатам проверок аудиторские организации (аудиторы) составляют аудиторское заключение. Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Правила составления аудиторского заключения и его форма устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь.

Для обеспечения единого  подхода в осуществлении аудиторской деятельности, контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей в РБ используются правила аудиторской деятельности.

 Правила аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской деятельности подразделяются на:

- республиканские правила аудиторской деятельности;

- внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

- правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила  аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для  аудируемых лиц.

 

3. Проблемы и  перспективы развития аудиторского  контроля в Республике Беларусь

3.1 Проблемы развития  аудита и пути его совершенствования  в Республике Беларусь

В настоящее время в  республике сформировался устойчивый спрос на основные виды аудиторских  услуг. Главную роль здесь играет обязательный аудит. Несмотря на то, что  в стране существует многоступенчатая система контроля в лице многочисленных государственных контрольно-надзорных  органов, аудит имеет особое значение, так как это единственный вид  независимого контроля достоверности  финансовой отчетности. Поэтому аудит  во всем мире рассматривается как  инструмент, гарантирующий достоверность  экономической информации государству, менеджерам и собственникам компаний.

Аудит как независимый  внешний контроль деятельности бизнеса  обеспечивает качество доведения необходимой  информации о нем до всех заинтересованных лиц. При этом современная контрольная  практика аудита в значительной степени  освобождена от фискального назначения. А в Беларуси на первом месте находится  проверка правильности исчисления и  уплаты налогов. Об этом говорит хотя бы то, что при обязательном аудите аудиторское заключение сдается  в налоговые органы вместе с отчетностью. А потому аудит рассматривается  многими руководителями и бухгалтерами как подготовка к будущей налоговой  проверке, возможность выявить и  исправить просчеты и минимизировать санкции. Что касается достоверности белорусской отчетности в целом, то ее выгоды не столь очевидны, а потому потребность в ней не всегда осознается. Но далеко не все понимают, что реализация любых инвестиционных проектов и государственных программ, выполнение макроэкономических планов возможно только на основе реальной оценки ситуации. А для этого необходима достоверная информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Ее пользователями в мире, прежде всего, являются инвесторы, банки, поставщики. Они хотят знать, можно ли доверять своим контрагентам. У нас в стране главный пользователь - государство, которое является главным собственником и инвестором.

Отношение к аудиту в Беларуси со стороны государства не такое, как за рубежом. Так, при выходе на отечественный фондовый рынок аудит  не нужен. Для налоговиков наличие  ежегодных положительных аудиторских  заключений служит основанием для увеличения периода между плановыми проверками до 5 лет. В случаях, когда от субъекта хозяйствования требуется предоставление бухгалтерской отчетности (например, при предоставлении гарантий правительства  по кредитам, утверждении инвестиционных проектов, преобразовании госпредприятия в ОАО и т. д.), в числе требуемых  документов обычно значится акт последней  проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности, проведенной контролирующими  органами либо ведомственной контрольно-ревизионной  службой, или аудиторское заключение. Таким образом, государство не видит  разницы между ревизией и независимым аудитом.

При заинтересованности государства  аудит может оказывать реальную помощь предприятиям в сохранности  и эффективности использования  государственной собственности, обращения  ценных бумаг, реформировании бухгалтерского учета и внедрении МСФО. Актуальность этих задач только возрастает в условиях мирового кризиса. Ведь доверие инвесторов, особенно зарубежных, во многом зависит  от наличия аудита, соответствующего требованиям международных стандартов. Если белорусский аудит не будет  соответствовать этим требованиям, то страна окажется в зависимости  от лидеров мирового аудита при решении  вопросов о привлечении иностранных  инвестиций в национальную экономику. А это является серьезной угрозой  экономическому суверенитету страны, так как финансовые тайны наших  предприятий окажутся под контролем  зарубежных аудиторов. Но и ограничить их деятельность нельзя, ведь это приведет к оттоку иностранных инвестиций из страны. Выходом из положения  является развитие отечественного независимого аудита, создание для него условий, позволяющих получить мировое признание, не утрачивая национальные корни.

В общем виде можно выделить следующие проблемы развития аудита в Республике Беларусь:

1) Трудность реализации национальных правил аудита. Правила аудиторской деятельности являются обязательными для исполнения аудиторами. Однако почти в каждом из них есть положения, которые аудиторы не могут реализовать из-за отсутствия соответствующей методологии. Это касается предварительного планирования аудита, определения существенности, рисков, выборки, трудоемкости.

2) Отсутствие законодательных положений, обязывающих аудируемые предприятия предоставлять информацию, необходимую для предварительного планирования аудита в соответствии с действующими правилами. Аудиторы не могут осуществить аудит в соответствии с правилами, если на этапе предварительного планирования не имеют информации для расчета рисков, существенности, выборки, а, следовательно, объемов аудиторских процедур. Как правило, предприятия данную информацию не предоставляют.

3) Ограничение объема аудиторских процедур заказчиками и недобросовестная конкуренция аудиторов, приводящая к нарушению законодательства. Ввиду отсутствия методики определения правила аудита предлагают оценивать объем аудиторских процедур с помощью профессионального суждения. Но учесть различные факторы, в том числе взаимосвязь между рисками, существенностью, выборкой, влияющие на трудоемкость, аудитор не в состоянии. Без обоснования трудоемкости невозможно прекратить существующую практику ограничения объема аудиторских процедур заказчиком.

4) Отсутствие эффективной системы контроля качества. Низкое качество аудита обусловлено ограничением объема аудиторских процедур, недостаточной квалификацией и опытом аудиторов. Контроль качества аудита основан на оценке аудиторской документации или фиксированных штрафов и пеней, начисленных аудируемым лицам контролирующими органами после проведения аудита.

5) Отсутствие единой системы объективных критериев выбора аудиторов предприятиями при рассмотрении ценовых предложений и проведения тендеров. Проведение тендеров на аудит должно быть основано на объективных критериях, которые легко проверяются и подтверждаются документами. Достаточно часто тендеры проводятся под конкретные организации, а чтобы отсечь все прочие условия тендера, закладываются требования, являющиеся барьерами для других аудиторов. Например, таким барьером может быть численность аудиторов в организации - не менее 30 (при среднем количестве аудиторов в организации - 3-5).

Для решения выше перечисленных  проблем и дальнейшего развития национального аудита можно использовать следующие пути:

- разработать методологию, которая будет согласована с национальными правилами и международными стандартами;

- законодательно установить обязанность предприятий на стадии рассмотрения предложений аудиторов до заключения договора предоставлять для оценки объема аудиторских процедур необходимую общедоступную информацию: баланс, отчет о прибылях и убытках, оборотно-сальдовую ведомость, суммы налогов, количество первичных документов по разделам учета;

- определить в качестве обязательного условия при заключении договора на проведение аудита обоснование трудоемкости, существенности и выборки по разделам аудита и согласование их с заказчиком;

- внести изменения в программу переподготовки аудиторов в части обучения их новым технологиям, системе повышения качества и автоматизации аудита;

- передать часть функций по регулированию аудиторской деятельности (контроль качества, повышение квалификации аудиторов и др.) объединениям аудиторов, аккредитованным Министерством финансов;

- на основе научно-обоснованного рейтинга и системы оценки качества работы определить аудиторов, способных осуществлять обязательный аудит;

- создать программный продукт, позволяющий осуществлять аудит на основе передовых технологий.

3.2 Перспективы  развития аудита в Республике  Беларусь

Нынешний мировой финансово-экономический  кризис во многом является следствием кризиса доверия. Дефицит доверия  затрудняет вступления в деловые  контакты, осложняет деятельность предприятий. Для восстановления доверия и  преодоления кризисных ситуаций необходимо шире использовать потенциал аудита. Так, основной задачей традиционного аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности. А в аудиторском заключении не требуется упоминания о финансовом состоянии предприятия и его эффективности.

Что касается современной  мировой экономической ситуации, то здесь назрела необходимость  в новом финансовом инструменте, способном предоставить достоверную  информацию о деятельности субъекта хозяйствования, оценить его экономическую  эффективность и финансовую устойчивость, а также дать прогноз развития на ближайшую перспективу. В качестве такого инструмента может выступать аудит финансовой устойчивости (антикризисный аудит). Цель такого аудита - выражение квалифицированного мнения о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату, а также интерпретация финансовых показателей, выявление тенденций в его развитии.

Информация о работе Аудиторский контроль