Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей функционирования российской банковской системы.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1)исследование теоретических аспектов функционирования банковской системы;
2)анализ и оценка функционирования банковской системы РФ;
3)выявление направлений совершенствования и развития банковской системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУКНЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Понятие и виды банковских систем 6
1.2 Центральные банки 9
1.3 Коммерческие банки 14
2АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 17
2.1Характеристика банковской системы 23
2.2Анализ банковской системы 27
2.3Оценка банковской системы……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………….………………..32

Файлы: 1 файл

З.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

В состав банковской системы  входят также банки специального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специального назначения, являясь уполномоченными банками органов исполнительной власти, выполняют операции по их предписаниям, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Уполномоченные банки могут осуществлять и другие операции, кроме предписанных, в зависимости от их учредительных документов. Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка и выполняют лишь отдельные банковские операции. Такие организации не получают от центрального банка лицензию на осуществление банковской деятельности.

В Российской Федерации  в соответствии с приведенной  выше классификацией на региональном уровне функционируют малые и средние национальные региональные банки. Кроме того, в субъектах РФ осуществляют банковскую деятельность филиалы крупных национальных и иностранных банков.

 

2.2 Анализ банковской системы

 

Анализ деятельности учреждений коммерческих банков с точки зрения доходности, надежности, ликвидности, степени риска, в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы является крайне необходимым. При разработке предложений по максимальному увеличению доходов и снижению расходов необходимо опираться на четко разработанную аналитическую базу. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений банка позволяет сформировать соответствующие направления в депозитной и инвестиционное - кредитной политике, выявить узкие места, разработать рекомендации по их устранению. Результаты анализа дают возможность разрабатывать дальнейший план действий по развитию учреждений банка, как на ближайший период, так и на длительную перспективу, вырабатывать рекомендации по улучшению и совершенствованию работы подчиненных учреждений.

Отсутствие анализа  или несовершенный анализ могут привести к отрицательным результатам финансового состояния учреждений банка. Исходя из этого овладение методикой анализа, и дальнейшее ее совершенствование, являются одной из основных задач экономических служб банка.

Все операции банка делятся на пассивные и активные. Уровень развития пассивных операций определяет размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности банка. Пассив баланса банка характеризует источники его средств, которые определяют условия, формы и направления использования финансовых ресурсов, то есть состав и структуру активов.

Основными качественными  факторами, определяющими ликвидность  баланса банка, являются виды привлеченных депозитов, их источники и стабильность. Поэтому анализ депозитной базы служит отправным моментом в анализе ликвидности банка и поддержания его надежности. Используя методы сравнительного анализа пассивных операций, можно выявить изменение в объеме этих операций, определить воздействие их на ликвидность банка.

Согласно банковскому  законодательству банк — это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов.

В целях обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов, Центральный Банк России определяет порядок формирования из прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, устанавливает для этих банков следующие экономические нормативы:

-минимальный размер  уставного капитала;

-предельное соотношение  между размером собственных средств  банка и суммой его активов;

-показатели ликвидности  банка;

-размер обязательных  резервов, размещаемых в Центральном Банке России;

-максимальный риск  за одного заемщика;

-максимальные размеры  валютного, процентного и курсового  рисков.

-минимальная сумма  уставного фонда банка: коммерческого  - 5 млн. руб., кооперативного - 0.5 млн.  руб.;

-сумма привлеченных вкладов граждан не должна превышать размеров собственных средств банка;

-совокупный объем  обязательств банка по привлеченным  средствам не должен быть больше 20-кратного размера собственных  средств для коммерческого банка  и 12-кратного размера для кооперативного банка (к собственным средствам при расчете нормативов относятся: уставный фонд)

-максимальный размер  кредита одному заемщику в  процентах к общей сумме собственных  средств банка, как правило,  не должен превышать 50 % по кооперативным  и 100 % по коммерческим банкам;

-до 10 % привлеченных денежных  средств и депозитов банки  депонируют в фонде регулирования  кредитных ресурсов банковской  системы в Госбанке.

В настоящее время  учреждения Сберегательного Банка  совершают операции по следующим  видам вкладов: до востребования, на текущие счета, сберегательным вкладам, срочным, премиальным, целевым, договорным, выигрышным и др.

Виды вкладов можно  разбить на две основные группы: вклады до востребования и сберегательные вклады. Они отличаются порядком изъятия и возможностью их использовать как кредитные ресурсы.

Вклады до востребования. Основное свойство этих вкладов - это возможность изъять вклад или перевести его другому лицу без предварительного уведомления банка и в свое время. Вклады такого вида составляют большую часть депозитов Сберегательного Банка. Их источником является временно свободные денежные средства граждан. В этом случае хранение денег в банке является ликвидным и человек может использовать их для организации своего платежного оборота в любой форме. То есть население получает возможность более рационально организовывать платежный оборот, включая как наличные, так и безналичные расчеты. В этом состоит экономическое назначение вкладов до востребования. Важнейшее требование, предъявляемое к вкладам до востребования, заключается в том, чтобы вкладчики могли ими распоряжаться также свободно, как и наличными деньгами. Вклады до востребования могут изыматься в любое время. Обычно они вносятся на небольшой срок. На них может перечисляться заработная плата, пенсия, другие доходы или поступления граждан.

Сберегательные  вклады. Они связаны с денежными сбережениями граждан на определенный достаточно длительный период.

Такие сбережения делаются гражданами для надежного хранения денежных средств, для постепенного накопления, для непредвиденных расходов. Сберегательный Банк выплачивает по вкладам до востребования меньший процент, чем по сберегательным вкладам. По условиям сберегательного вклада он делается на определенный срок. Если вкладчик досрочно снимает деньги со сберегательного вклада, ему выплачивается более низкий процент, и он получает более низкий доход. Вкладчик не может изымать вклад при помощи чеков. Из вышесказанного следует, что для Сберегательного Банка сберегательные вклады экономически более выгодны, так как они обеспечивают большую стабильность. Для сберегательных вкладов не требуется поддержание больших резервов, как для вкладов до востребования. Сберегательные вклады имеют меньшую трудоемкость.

Типы сберегательных вкладов. Наибольшее распространение получили обычные сберегательные вклады, оформляемые сберегательной книжкой. Обычные вклады могут быть нескольких видов: срочные, целевые, условные, выигрышные.

ЦБ с 2011-2012 усиленно стремиться увеличить разрыв между ставками привлечения и размещения ресурсов, что в условиях отсутствия без рисковой альтернативы банковским вкладам может создать ситуацию, когда ставки по вкладам будут снижены от нормального уровня на 0.5%-1% в первом полугодии, а ставки по кредитам – останутся на прежнем уровне. По ставке рефинансирования Центрального Банка при отсутствии серьезных потрясений на финансовых рынках прогнозируется диапазон 8%-8.75% на конец года. За 2011 год более чем двум сотням банков нужно будет довести капитал до уровня в 180 млн. руб. И, скорее всего, несколько десятков малых банков с этой задачей не справятся, и вынуждены будут преобразоваться в небанковские финансовые организации или объединяться с более крупными банками, обзор банковской системы можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели, характеризующие банковской системы РФ (млрд.руб.)

Показатели

Величина, млрд.руб.

Название,

%

1.01.2011

1.01.2012

1.01.2012

к 1.01.2011

Требования к нерезидентам

19774,8

22883,1

115,7

Обязательства перед  нерезидентами

4733,6

5601,1

118,3

Внутренние требования

17468,2

22194,6

127,1

Чистые требования к  органам государственного управления

-3318,7

-4404,9

_

Требования к органам  государственного управления

2306,9

3022,0

131,0

Обязательства перед органами государственного управления

5625,6

7426,9

132,0

Требования к другим секторам

20786,9

26599,5

128,0

Другие финансовые организации

649,0

1177,5

181,4

Нефинансовые государственные  организации

299,3

376,6

125,8

Другие нефинансовые организации

15312,8

18989,9

124,0

Население

4525,8

6055,4

133,8

Обязательства, включаемые в широкую денежную массу

23791,2

28814,9

121,1

Наличная валюта вне  банковской системы

5062,7

5938,6

117,3

Чистые иностранные  активы

15041,2

17281,9

114,9


 

Нормативно-правовая база функционирования банковской системы

Современная банковская система России представляет собой  систему переходного периода. Она  выступает как рыночная модель; разделена  на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль над деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).

Банковская система  находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Статьей 75 Конституции  Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Ключевым элементом  правового статуса Банка России является принцип независимости, который  проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

 

 

2.3 Оценка банковской системы

Определенные законодательством РФ фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно двухуровневая структура и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковского сектора, соответствующего потребностям экономического роста.

Состояние банковского  сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после  финансово-экономического кризиса. Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного долга произошло некоторое сокращение функциональных параметров банковского сектора. Осуществленные меры по реформированию банковского сектора, а также улучшение макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности к предкризисному уровню.

Высокими темпами увеличиваются  активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения.

Для оценки устойчивости банковской системы возможно применение ряда критериев, которые целесообразно условно разделить на две группы:

1.Показатели, используемые для оценки устойчивости любой динамической системы.

2.Показатели, используемые для оценки устойчивости финансовых систем и банковской, в частности.

К первой группе критериев традиционно относят:

а) показатели устойчивости уровней временного ряда;

б) показатели устойчивости тенденции (тренда);

в) комплексные критерии устойчивости.

Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период. Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц.

В настоящее время  в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.

В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.

Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

Первое - развитие процессов  концентрации в банковском деле. Это  связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Информация о работе Банковская система РФ