Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Банковская система является составной частью системой страны, кредитная система, в свою очередь, является составной частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков находится в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки ограниченно вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Банки и банковская система России
1.1 Центральный банк
1.1.1 Понятие и роль Центрального банка в экономике
1.1.2 Задачи и функции
1.1.3 Признаки независимости Банка России
1.1.4 Политика Центрального Банка
1.2 Коммерческие банки
1.2.1 Сущность
1.2.2 Функции
1.2.3 Ликвидность и платежеспособность
1.2.4 Анализ ликвидности
1.2.5 Типы коммерческих банков
1.3 Специализированные банки
2. Становление банковской системы
2.1 Кризис банковской системы в 1987 г.
2.2 Банковское регулирование
3. Банковская система на современном этапе
3.1 Банковский кризис
3.1.1 Кризис банковской системы - обстоятельства и причины
3.1.2 Российская банковская система в условиях кризиса
3.1.3 Возможность массового банкротства банков
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2009 год и период 2010 и 2011 годов
3.2.1 Варианты макроэкономического прогноза
3.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
4. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
Заключение

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит контрольная.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Что касается последствий банковского кризиса  в России и в мире, то он неминуемо  приведет к резкому сокращению числа  банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбер, Внешэконом, Внешторг и другие госбанки, уже получившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг.10

 

3.1.3 Возможность массового банкротства банков

Вероятность массового банкротства банков России резко повышается, например, в таких случаях:

1. при  одновременном востребовании своих  средств большинством вкладчиков, 2. при бездействии регулирующих органов.

В первом случае защитные механизмы вроде  страхования вкладов с высокой  вероятностью не сработают по причине  банальной нехватки наличных средств (кризис ликвидности). Известно, что  с декабря 2008 года – официального начала «мягкой» девальвации в России - подавляющее большинство банков «переложилось» в валютные активы и  параллельно ограничило условия приема валютных вкладов. Острую нехватку наличности косвенно подтвердили ставки межбанковского кредитования – они резко выросли, превысив 20% за предоставление на сутки.

Второй  случай маловероятен, поскольку совместные усилия спасти положение прикладывают государства, имеющие достаточный  вес в экономике и пока не растраченные валютные резервы.

Есть  еще и третий, негласный вариант, который может привести к полному  краху всей финансовой системы, затяжному  кризису банковской системы и  массовому банкротству банков.

Вряд  ли российская банковская система выдержит бегство самых крупных капиталов  на их родину – в США, с последующей  трансформацией в государственные treasuries. Такой вариант будет развиваться при суверенном дефолте, полному или частичному отказу России от государственных обязательств. Это мгновенно подорвет глобальную систему финансовых потоков и вызовет тяжелейший финансовый и банковский кризис в России. Однако, вероятность этого безусловно мала.

 

3.2 Сценарии макроэкономического  развития на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

 

3.2.1 Варианты макроэкономического  прогноза

Ожидается, что в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов внешние  условия развития российской экономики  ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Снижение темпов роста производства товаров и  услуг в мире, начавшееся в 2008 году, по прогнозам, продолжится в 2009 году. Ожидаемое в 2009 году замедление роста спроса в группе стран - ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию, а также обусловленное тенденциями в мировой экономике возможное снижение цен на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции. В 2010 и 2011 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2009 - 2011 годов они окажутся ниже, чем в 2006 - 2008 годах. Снижение инфляции в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится.

В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки ведущих  развитых стран осуществили в 2008 году снижение процентных ставок. Соответственно, их среднегодовой уровень в 2009 году будет ниже, чем в предыдущем году. Предполагаемые соотношения между  процентными ставками в России и  зарубежных странах сохраняют возможность  притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким  риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.11

 

3.2.2 Инструменты денежно-кредитной  политики и их использование

Система инструментов денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе  будет ориентирована на решение  стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для  поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием  внешних и внутренних факторов.

В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты  предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

При развитии ситуации в  денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка  денежного предложения (что может  быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением  высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.

Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности  в банковском секторе и формированию значительного и регулярного  спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый  уровень рефинансирования кредитных  организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности и инструменты постоянного действия.

Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После  внесения соответствующих законодательных  изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого  РЕПО с биржевыми облигациями  и акциями наиболее надежных эмитентов.

В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению  денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать "рамочные" соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.

Банк России продолжит  участие в работе, направленной на закрепление на законодательном  уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства  по страхованию вкладов, к организации  публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в  России на организованном рынке.

В качестве инструмента прямого  регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в  целях расширения возможностей банковского  сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций  к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости  от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение  относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2009 - 2011 годах  предполагается уточнить категории  резервируемых обязательств, порядок  определения величины резервируемых  обязательств по выпущенным кредитной  организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных  организаций.

В 2009 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.12

 

 

4. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов13

 

Прогнозируемые макроэкономические условия в 2009 - 2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысятся ее эффективность и  вклад в развитие экономики в  целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться  устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года.

Российский рынок банковских услуг будет развиваться в  условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие роста  участия иностранного капитала и  расширения региональной сети крупных  российских банков, что стимулирует  общее повышение качества банковского  обслуживания и внедрение современных  банковских технологий.

Сохранение инвестиционной привлекательности банковского  сектора позволит повысить уровень  его капитализации, прежде всего  за счет реализации вновь выпускаемых  акций, приобретаемых российскими  и зарубежными инвесторами.

Указанным целям будет  также способствовать осуществление  мер по улучшению законодательных  условий привлечения капитала в  банковский сектор путем публичного размещения акций, в том числе  в части отмены обязательности регистрации  отчета об итогах выпуска акций, отмены ограничения объема выпуска облигаций  уставным капиталом.

В 2009 - 2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского  регулирования и надзора в  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет  направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять  повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Банк России продолжит  работу по следующим направлениям:

- обеспечение открытости  деятельности кредитных организаций,  в том числе прозрачности структуры  собственности акционеров (участников);

- упрощение и удешевление  процедур реорганизации, включая  присоединение кредитных организаций,  создание дополнительных условий  для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах;

- оптимизация условий  для развития сети банковского  обслуживания населения, субъектов  среднего и малого бизнеса;

- обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц,  не обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную  деловую репутацию, включая создание  механизма оценки деловой репутации  руководителей и владельцев кредитных  организаций;

- рационализация механизмов  контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

- совершенствование подходов  к управлению риском ликвидности,  ориентированных на использование  концепции денежных потоков и  оценку состояния систем управления  рисками ликвидности в кредитных  организациях, уровня и характера  риска ликвидности в российском  банковском секторе;

- совершенствование регулирования  рисков, принимаемых кредитными  организациями при осуществлении  операций и сделок кредитного  характера, в том числе со  связанными с ними лицами и  связанными должниками;

- дальнейшее развитие  содержательных подходов к организации  надзора, в том числе на консолидированной  основе, направленных на повышение  качества надзорной оценки экономического  положения банков, выявление проблем  в их деятельности на ранних  стадиях их возникновения, своевременное  и адекватное применение корректирующих  мер;

- совершенствование подходов  к регулированию и управлению  рисками, связанными с использованием  кредитными организациями современных  информационных систем, в том  числе систем дистанционного  банковского обслуживания, для предотвращения  случаев нанесения ущерба интересам  клиентов этих организаций и  вовлечения таких организаций  в противоправную деятельность.

Дополнительное внимание Банк России уделит вопросам регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов, а также  вопросам оказания коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями, посреднических (агентских) услуг кредитным  организациям.

Важной частью работы будет  активизация усилий Банка России совместно с государственными органами исполнительной власти и банковским сообществом по повышению финансовой грамотности и развитию финансового  образования в Российской Федерации, в частности, в сфере банковской деятельности и банковских услуг, путем  реализации собственных инициатив, участия в соответствующих национальных и международных программах.

Информация о работе Банковская система России