Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:11, контрольная работа
Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.
В период 1990 - 2004 гг. в Японии происходило глубинное системное реформирование банковского сектора. Это один из самых тяжелых периодов в развитии банковской системы Японии. В течение 14 лет (с разрыва «мыльного пузыря» в экономике в 1991 г. и до 2004 г.) финансовый сектор Японии находился в состоянии острого кризиса. Однако на протяжении этих лет характер кризиса менялся, изменялись и подходы правительства и Банка Японии к реорганизации банковского сектора. В связи с этим можно выделить четыре фазы кризисного периода.
Фаза 1 (1991 - 1994 гг.). К 90-м годам Япония являлась крупнейшим мировым кредитором. Крупные японские корпорации и банки, их обслуживающие, стали транснациональными. По абсолютным размерам капитализации Япония опередила США и заняла первое место в мире. Однако после устойчивого роста экономика Японии стала постепенно входить в фазу спада. Начали проявляться все признаки циклического спада: замедление темпов роста ВВП, увеличение уровня безработицы, дефляция.
В банковском секторе
первые признаки кризиса появились
в 1991 г.: стали испытывать финансовые
трудности мелкие кредитно-финансовые
учреждения. Первым из них, получившим
помощь от Корпорации страхования депозитов,
стал Toho Sogo Bank. В декабре 1994 г. два
крупных городских кооператива Tokyo
Kyowa Credit Association и Anzen Credit Association, имеющие
общий размер депозитов в 210 млрд
иен, перестали выполнять свои обязательства.
Банком Японии и частными кредитными
учреждениями был образован новый
банк - Tokyo Kyoudou Bank, которому были переданы
обязательства обанкротившихся
кооперативов. Продолжавшееся падение
цен на акции, недвижимость и позднее
на землю оказывало сильное
Фаза 2 (1995 - 1996 гг.). В 1995 г. возникли финансовые проблемы у других городских кооперативов и относительно крупных региональных банков. Кроме того, Daiwa Bank объявил об убытках своего филиала в Нью-Йорке. Все это свидетельствовало о развитии кризиса в банковской системе Японии.
В связи с этими событиями основные усилия правительства были направлены на оказание финансовой помощи банкам для поддержания ликвидности и улучшения качества активов. Правительство и надзорные органы полностью взяли на себя риски и ответственность за возможные последствия, связанные с банкротством банков и потерями вкладчиков. Летом 1995 г. министр финансов объявил о 100-процентной гарантии Корпорацией страхования депозитов всех вкладов населения в течение следующих пяти лет взамен существовавшей до этого гарантии вкладов на сумму до 10 млн иен каждый.
Произошли изменения
в законодательстве Японии. Были внесены
дополнения в закон «О страховании
депозитов» и приняты два новых
закона: закон «О выполнении мер
для обеспечения высокого уровня
управления в финансовых институтах»
(Law to Implement Measures for Ensuring the Sound Management of Financial
Institutions) и закон «О проведении специальных
процедур для реорганизации финансовых
институтов» (Law to Provide Special Procedures for Reorganizing
Financial Institutions). В ноябре 1996 г. была объявлена
реформа финансовой системы Японии
«Большой взрыв» (The Big Bang). Это была первая
системная реформа финансового
сектора Японии в послевоенный период,
направленная на приведение его в
соответствие с требованиями мировых
стандартов. Она предусматривала
снятие ограничений на приобретение
городскими банками доли в трастовых
банках, фирмах по работе с ценными
бумагами и страховых компаниях;
на консолидацию в банковском секторе
путем создания холдинговых компаний
и финансовых групп. Реформа предполагала
поэтапное проведение изменений
как в институциональной
Таким образом, на ранних фазах развивавшегося кризиса природа и серьезность начавшихся проблем в банковском секторе недооценивались денежными властями. Ухудшение ситуации в экономике, в том числе в банковском секторе, расценивалось как последствие обычного циклического спада. У денежных властей не было продуманной и последовательной стратегии по нейтрализации кризиса, предпочтение было отдано проведению обладающей краткосрочным эффектом антицикличной монетарной политике. Основные меры правительства ограничились разработкой долгосрочной программы по реформированию финансового сектора, принятием на себя рисков крупных корпораций, банков и вкладчиков, а Банка Японии - оказанием финансовой помощи банкам и проведением мягкой монетарной политики (политики низких процентных ставок). Базовая процентная ставка снижалась с августа 1990 г. по сентябрь 1993 г. 7 раз с 6 до 1,75% и следовала за снижающейся инфляцией. В последующем при снижении инфляции ее величина в апреле 1995 г. уменьшилась до 1% и в сентябре 1995 г. до 0,5%. Однако начался затяжной процесс дефляции, и процентная политика центрального банка перестала быть действенным методом регулирования.
Фаза 3 (1997 - 1999 гг.). В начале 1997 г. обострилась проблема невозвратных кредитов у городских банков и банков долгосрочного кредитования. Их величина значительно превышала размеры фонда страхования депозитов Корпорации страхования депозитов. В октябре 1997 г. в банковском секторе начался острый кризис ликвидности. Кризис принял системный характер и, развиваясь по спирали, охватил как крупные, так средние и мелкие банки. Растущие убытки по ипотечным кредитам и снижение цен на акции привели к замораживанию межбанковского рынка и волне банкротств банков. Банковский сектор продемонстрировал слабость и уязвимость. Увеличение объема «плохих» долгов привело к сокращению кредитования банками реального сектора экономики и его ослаблению. Впервые за послевоенный период правительство и Банк Японии столкнулись с необходимостью решения проблемы банкротства крупных коммерческих банков.
Последующие десять
лет после финансового кризиса
в Азиатско-Тихоокеанском
Отсутствие в
условиях развития этих процессов адекватной
системы регулирования и
Денежными властями Японии были приняты следующие меры.
Во-первых, была создана
новая система надзора за финансовыми
учреждениями. С 1 апреля 1998 г. в Японии
была объявлена реформа банковского
законодательства. Вступил в силу
новый Закон «О Банке Японии»,
который предоставил
С целью ужесточения
контроля в июне 1998 г. был создан
независимый орган надзора за
финансовыми учреждениями - Агентство
по финансовому надзору (Financial Supervisory
Agency), подчиненное непосредственно
Секретариату Кабинета министров. Ему
от Министерства финансов было передано
право контроля за финансовым, в
том числе банковским, сектором,
включая право выдачи и отзыва
лицензий на осуществление банковской
деятельности и осуществление совместно
с Банком Японии инспекционных проверок
банков. Позднее (в июле 2000 г.) Агентство
по финансовому надзору в связи
с реорганизацией структуры правительства
совместно с Бюро по финансовому
планированию Министерства финансов вошло
в состав вновь образованного
независимого Агентства финансовых
услуг (Financial Services Agency - FSA). Последнему были
предоставлены функции надзора,
инспектирования и
Во-вторых, скорректирована монетарная политика Банка Японии. В связи с начавшейся рецессией в экономике с 1998 г. Банк Японии продолжал проводить мягкую монетарную политику. С февраля 1999 г. он объявил о переходе к политике нулевой процентной ставки. В связи с этим использование краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке, имеющей нулевое значение, в качестве операционного ориентира стало формальным. Центральный банк впервые стал рассматривать денежный агрегат M2+CDs в качестве единственного информационного промежуточного индикатора.
В-третьих, расширены
права и виды деятельности коммерческих
банков. Реформа совпала с
В-четвертых, для проведения реорганизации банковского сектора начали выделяться бюджетные ассигнования. В марте 1998 г. для рекапитализации 21 крупного банка правительство предоставило 1,82 трлн иен бюджетных средств.
В-пятых, начала создаваться
правовая база по реструктуризации банковского
сектора. В октябре 1998 г. парламентом
было принято два новых закона:
закон «О финансовом оздоровлении»
(Financial Revitalization Law) и закон «О своевременном
укреплении финансовых функций» (Financial
Function Early Strengthening Law). Их принятие рассматривалось
как временная мера, направленная
на приостановление процесса массового
банкротства банков. Принятые законы
регулировали вопросы банкротства
банков, их временной национализации,
перевода под управление временной
администрации и выделения
Для контроля за процессом
реструктуризации была создана Комиссия
по финансовой реструктуризации (Financial
Reconstruction Commission) при Кабинете министров
и частная Корпорация по управлению
проблемными активами финансовых учреждений
(Resolution and Collection Corporation), которая скупала
невозвратные долги и осуществляла
управление некачественными активами
банков. Для реализации принятых законов
на балансе Корпорации по страхованию
депозитов были образованы специальные
фонды на общую сумму 60 трлн иен (12%
ВВП). Финансовая помощь банкам носила
добровольный характер. В марте 1999 г.
Комиссия по финансовой реструктуризации
в связи с обращением 15 крупных
коммерческих банков дополнительно
выделила им для рекапитализации 7,5
трлн иен1. Все городские банки, которые
получили государственные средства
для рекапитализации, предоставили
планы, включающие основные направления
по реструктуризации (путем объединения,
слияния или поглощения), улучшению
результатов своей деятельности
и решению проблемы невозвратных
кредитов. Были временно национализированы
два банка долгосрочного
Однако принятие стандартных общепринятых в мире методов оздоровления банковского сектора (списание «плохих» долгов и рекапитализация банков) не принесли желаемых результатов. Кризис выявил несовершенство структуры банковской системы Японии, ее замкнутость, недостаточность собственного капитала у банков, отсутствие квалификационного менеджмента и слабость системы надзора за банками.
На начальных трех фазах кризиса правительство и Банк Японии пытались стабилизировать ситуацию в банковской системе, не меняя основные принципы организации самой системы, защищая крупные корпорации и банки от банкротства. Государственное регулирование было подменено проведением политики «конвоя», основанной на системе государственных гарантий и обеспечивающей банкам полную страховку от финансового краха. Это свидетельствовало о смене либеральных реформ неолиберализмом. К началу нового века банковская система Японии подошла с целым рядом нерешенных проблем.
Фаза 4 (2000 - 2004 гг.). Разработанная правительством программа финансового оздоровления на период 2001 - 2003 гг. предполагала проведение фундаментальных изменений, как в структуре, так и в деятельности банковского сектора. Ключевым звеном была признана очистка балансов банков от «плохих» долгов. Весной 2001 г. пополнение капиталов банков бюджетными средствами было прекращено. Это означало, что государство отказалось от проводимой в течение долгого времени в отношении банков политики «конвоя». Агентство финансовых услуг усилило регулирование и надзор за банковским сектором. Оно утвердило систему предварительного предупреждения, обеспечивающую надзор за упущениями банковского менеджмента, которые приводят к нехватке основного капитала. Стала создаваться новая модель управления кредитным риском, основанная на точной оценке кредитоспособности клиента и рациональном размещении ресурсов. Перед финансовыми учреждениями была поставлена задача по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Совместно с Банком Японии начали проводиться специальные инспекционные проверки с целью выявления «проблемных» банков, оценки возможных потерь от списания невозвратных долгов и выбора варианта для восстановления ликвидности банков.
Были сделаны следующие серьезные шаги.