Банковская система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.

Файлы: 1 файл

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития.docx

— 89.17 Кб (Скачать файл)

В конце 2008 г. в список контрагентов Банка Японии по операциям  РЕПО с краткосрочными обязательствами  крупных корпораций был включен  Банк Развития Японии.

Меры  по стабилизации банковского сектора

С целью усиления капитализации банковского сектора  в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для  этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять  кредитование малого и среднего бизнеса.

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости  от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки  акций корпораций, находящихся в  инвестиционных портфелях банков, имеющих  рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд иен) с последующим  обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов  составил 206,9 млрд иен.

С начала 2009 г. был  расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками  кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих  в недвижимость корпораций, гарантированные  правительством краткосрочные обязательства  корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями  США, Великобритании, Германии и Франции.

В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности  привлечения городскими и региональными  банками дополнительных ресурсов в  рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму  до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд иен). Банки, которые получат  займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении  трехлетнего периода после получения.

Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер  по стимулированию развития экономики  Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями  и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:

  • заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
  • взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.

В настоящее время  японская банковская система движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского  сектора, способного противостоять  внешним рискам, и банков, способных  координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса.

Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

  1. Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами.
  2. Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами.

Заключение

В заключение следует  отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе  ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических  и политических условий расширялись  права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся  поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это  привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации  банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений  между банками и промышленными  группами, с одной стороны, и банками  и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных  потрясений, что значительно усиливало  риск его неустойчивости. Вместе с  тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров  и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации  кризиса в банковском секторе  в 90-х годах на ранних фазах его  развития привело к поздней реакции  и со стороны реального сектора  экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались экстраординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная  национализация банков, предоставление гарантий правительством. В 2008 г. перед  правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между  предложением и внутренним спросом  в экономике, управлению внешним  системным риском и обеспечению  устойчивости финансового сектора. Меры денежных властей по преодолению  финансового кризиса 2008 г. рассчитаны на краткосрочный и среднесрочный  период. Краткосрочная программа  предполагает возможность использования  при осложнении ситуации в банковском секторе экстраординарных мер, но, в  основном, она направлена на восстановление функций финансового посредничества банков с целью поддержания реального  сектора экономики. В среднесрочной  перспективе планируется усиление системы финансового надзора, предполагающей регулирование и управление системным  и трансграничным рисками. В регулировании  деятельности банковского сектора  приоритеты будут отданы обеспечению  достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных  рейтингов.

Опыт Японии, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного  изучения и разумного использования.


Информация о работе Банковская система Японии