В конце 2008 г. в список
контрагентов Банка Японии по операциям
РЕПО с краткосрочными обязательствами
крупных корпораций был включен
Банк Развития Японии.
Меры
по стабилизации банковского сектора
С целью усиления
капитализации банковского сектора
в декабре 2008 г. действие закона 1998 г.
«О своевременном укреплении финансовых
функций» было продлено до 2012 г. В него
были внесены изменения, в соответствии
с которыми возможный фонд для
этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен.
Банки, получающие средства, должны расширять
кредитование малого и среднего бизнеса.
Для оздоровления балансов
банков и снижения их зависимости
от фондового рынка с марта 2009
г. центральный банк возобновил покупки
акций корпораций, находящихся в
инвестиционных портфелях банков, имеющих
рейтинг международных агентств
не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность.
Предполагается до апреля 2010 г. выкупить
ценные бумаги крупных корпораций на
общую сумму 1 трлн иен (лимит на один
банк установлен 250 млрд иен) с последующим
обязательством их продажи в период
с конца марта 2012 г. до конца сентября
2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г.
текущий объем выкупленных активов
составил 206,9 млрд иен.
С начала 2009 г. был
расширен перечень видов обеспечения
(залога) для получения банками
кредитов у Банка Японии. В него
были включены облигации корпораций,
долговые инструменты инвестирующих
в недвижимость корпораций, гарантированные
правительством краткосрочные обязательства
корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень
был дополнен государственными облигациями
США, Великобритании, Германии и Франции.
В апреле 2009 г. Банк
Японии объявил о возможности
привлечения городскими и региональными
банками дополнительных ресурсов в
рамках предоставления субординированного
10-летнего займа на общую сумму
до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет
350 млрд иен). Банки, которые получат
займы, смогут учитывать их как дополнительную
часть капитала и вернуть средства
в любое время по истечении
трехлетнего периода после получения.
Вместе с тем,
учитывая глобальный характер современного
кризиса, наряду с принятием мер
по стимулированию развития экономики
Банк Японии стремится координировать
свои усилия с международными организациями
и надзорными органами других стран.
Среди форм взаимодействия такие, как:
- заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
- взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.
В настоящее время
японская банковская система движется
по пути формирования конкурентоспособного
на международном рынке банковского
сектора, способного противостоять
внешним рискам, и банков, способных
координировать интересы корпоративного
бизнеса и собственников банков
на внутреннем рынке с целью развития
внутреннего спроса.
Процесс реформирования
банковского сектора Японии продолжается,
при этом решаются две основные задачи:
- Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами.
- Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами.
Заключение
В заключение следует
отметить, что на всех этапах развития
экономики Японии, в том числе
ее банковского сектора, смена экономической
(в том числе монетарной) политики
осуществлялась плавно и осторожно.
В зависимости от экономических
и политических условий расширялись
права банков, их сфера деятельности.
В свою очередь банками осуществлялся
поиск эффективных путей взаимодействия
с корпоративными клиентами. Это
привело к изменениям в развитии
банковского сектора: от узкой специализации
банков к универсализации банковской
деятельности. В результате при сохранении
азиатского типа банковской культуры
была реформирована система взаимоотношений
между банками и промышленными
группами, с одной стороны, и банками
и надзорными органами - с другой.
Банковский сектор сознательно ограждался
денежными властями от возможных
потрясений, что значительно усиливало
риск его неустойчивости. Вместе с
тем на разных временных отрезках
при проведении монетарной политики
ставились разные задачи, использовались
разные инструменты. В период кризисов
неизменно повышалась роль государства.
Из кризиса 90-х годов Япония выходила
за счет расширения экспорта товаров
и капитала. Однако запаздывание принятия
оперативных мер для нейтрализации
кризиса в банковском секторе
в 90-х годах на ранних фазах его
развития привело к поздней реакции
и со стороны реального сектора
экономики. Для восстановления финансовой
стабильности использовались экстраординарные
меры: проведение рекапитализации банков
за счет государственных средств, временная
национализация банков, предоставление
гарантий правительством. В 2008 г. перед
правительством и Банком Японии встала
задача по ликвидации диспропорции между
предложением и внутренним спросом
в экономике, управлению внешним
системным риском и обеспечению
устойчивости финансового сектора.
Меры денежных властей по преодолению
финансового кризиса 2008 г. рассчитаны
на краткосрочный и среднесрочный
период. Краткосрочная программа
предполагает возможность использования
при осложнении ситуации в банковском
секторе экстраординарных мер, но, в
основном, она направлена на восстановление
функций финансового посредничества
банков с целью поддержания реального
сектора экономики. В среднесрочной
перспективе планируется усиление
системы финансового надзора, предполагающей
регулирование и управление системным
и трансграничным рисками. В регулировании
деятельности банковского сектора
приоритеты будут отданы обеспечению
достаточности капитала банков, управлению
риском ликвидности, стандартам прозрачности
деятельности и применению кредитных
рейтингов.
Опыт Японии, по
нашему мнению, заслуживает пристального
внимания, дальнейшего тщательного
изучения и разумного использования.