В целях реализации денежно-кредитной
политики Банк России может от своего
имени осуществлять эмиссию облигаций,
размещаемых и обращаемых только
среди кредитных организаций. Помимо оказания
влияния на устойчивость рубля на внутреннем
рынке. Банк России имеет право проводить
валютные интервенции, т.е. покупку-продажу
иностранной валюты на валютном рынке
для воздействия на курс рубля и суммарный
спрос и предложение денег (ст. 41)*, а также
устанавливать и публиковать официальные
котировки иностранных валют по отношению
к рублю. Являясь органом валютного контроля,
Центральный банк осуществляет функции
валютного контроля, регулирования валютной
деятельности в соответствии с Законом
«О валютном регулировании и валютном
контроле» и другими нормативными актами.
* В скобках указаны
статьи Федерального закона «О
Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». 2. ЦБ
РФ монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
их обращение. В настоящее время
эмиссия денег является прерогативой
центральных банков всех стран,
и России в том числе. Решение
о выпуске и изъятии новых
банкнот и монет принимает
Совет директоров ЦБ РФ, он
же утверждает, номиналы и образцы
новых денежных знаков и информирует
о своем решении Правительство
РФ (ст. 33). Официальной денежной единицей
Российской Федерации является
рубль, состоящий из 100 копеек
и не имеющий золотого содержания.
Выпускаемые банкноты и монеты
являются безусловным обязательством
Банка России и обеспечиваются
всеми его активами. Они обязательны
к приему по нарицательной
стоимости при всех видах платежей,
для зачисления на счета, во
вклады и для перевода на
всей территории РФ (ст. 30).
Эмиссия наличных денег является
основной пассивной операцией —
операцией по привлечению денежных
средств, которая дает возможность Центральному
банку увеличивать денежные средства
при необходимости расширения и проведения
активных операций. Именно эта операция
— эмиссия денег — выделяет его из состава
обычных банков. Помимо эмиссии ЦБ РФ осуществляет
прогнозирование налично-денежного оборота,
организацию производства, перевозку,
хранение банкнот и монет, устанавливает
признаки неплатежеспособности денежных
знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, определяет порядок ведения
кассовых операций (ст. 34).
- ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации. В условиях постоянного роста доли безналичных расчетов по отношению к наличным (90: 10 в развитых странах и 68:32 в РФ) возрастает роль Центрального банка в организации безналичного оборота. Он занимается контролем, регулированием и лицензированием расчетных и клиринговых систем в РФ (ст. 80). Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов определены в Положении о безналичных расчетах 1992 г.. И Указаниях о внесении изменений и дополнений в Положение «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ» от 25 ноября 1997 г. Центральный банк осуществляет межбанковские расчеты через систему валовых расчетов в режиме реального времени, на которые приходится основная масса расчетов (до 70%). Законодательно определяются общие сроки прохождения платежей в течение двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в РФ. Банком России издан «Справочник БИК РФ», который содержит информацию о наименовании кредитных организаций — участников расчетов, их банковских идентификационных кодах, корреспондентских счетах в Банке России, местонахождении. Особое место занимают платежи и расчеты в иностранной валюте. Центральным банком определено, что они возможны лишь в случаях, установленных федеральными законами.
- Центральный банк является кредитором для кредитных организаций, организует систему рефинансирования. Как уже отмечалось при анализе денежно-кредитной политики, Центральный банк является кредитором для коммерческих банков. Это проявляется, во-первых, в том, что эмиссия осуществляется в порядке кредитования народного хозяйства, которое происходит через коммерческие банки, поэтому для расширения денежной массы ЦБ РФ банк предоставляет им кредиты. Во-вторых, кредитование осуществляется в порядке «помощи» коммерческим банкам, испытывающим временные трудности. Когда сложно найти кредитора, им становится Центральный банк. Такие кредиты предоставляются на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами (ст. 45).
- Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Центральному банку принадлежит право создания правил финансирования, кредитования, проведения расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений (ст. 56). Например, правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами, обеспечения сохранности наличных денег, порядок доставки наличных денег, использование техники при кассовом обслуживании, правила инкассации денежных средств*.
- Инструкция ЦБ РФ № 31 от 16 ноября 1995 г.. Положение Банка России № 56 от 25 марта 1997 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (с изм. и доп. от 30 декабря 1997 г. и 28 декабря 1998 г.). 6. Центральный банк РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом. Центральный банк как банк банков осуществляет контроль над банковской системой, который начинается с момента регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковской деятельности. ЦБ РФ должен иметь полную информацию о существующих кредитных организациях и об их деятельности. Банк России определяет основные условия, правила, порядок лицензирования и регистрации кредитных учреждений, а также документы, необходимые для получения лицензии, регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных учреждений, выдает лицензии и отзывает их (ст. 58).
- Центральный банк занимается проведением антимонопольной политики, контролируя, во-первых, размер паев кредитными организациями (не более 25% собственного капитала*), во-вторых, участие иностранного капитала. В частности, в 1997 г. было принято Положение «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Контроль, осуществляемый Банком России при реализации антимонопольных полномочий, выражается также в его праве «при приобретении в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и/или физических лиц... более 5% долей (акций) кредитной организации сообщить заявителю о своем согласии или отказе»**.
- Инструкция ЦБ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций».
Инструкция ЦБ № 8 «О правилах
выпуска и регистрации ценных
бумаг кредитными организациями на
территории РФ» от 17 сентября 1996 г. 7. Центральный
банк осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций в целях поддержания
стабильности банковской системы, защиты
интересов вкладчиков и кредиторов. В
соответствии с этим он осуществляет постоянный
надзор за соблюдением кредитной организацией
банковского законодательства, нормативных
актов Банка России, в частности установленных
им экономических нормативов. При этом
он не вмешивается в операционную деятельность
кредитной организации, за исключением
случаев, предусмотренных главой 10 Закона
РФ «О Центральном банке...» (например,
когда вводится временная администрация).
Такая функция может осуществляться или
непосредственно Банком России, или через
органы банковского надзора.
- Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами. Данная функция осуществляется в соответствии с Законом РФ «О Центральном банке ...», а также Инструкцией Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» от 17 сентября 1996 г. (с изм. и доп. от 23 ноября 1998 г.). В ней, в частности, отмечается, что государственной регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от их величины и количества инвесторов. В качестве регистрирующих органов выделены Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России и территориальные учреждения Банка России. Результаты эмиссии публикуются в «Вестнике Банка России».
- ЦБ РФ осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач. Основными операциями Центрального банка выступают пассивные операции по привлечению денежных средств и активные — по размещению средств. К пассивным операциям относят эмиссию банкнот, депозитные операции, открытие и ведение счетов Правительства, иностранных банков и кредитных организаций, выпуск собственных ценных бумаг — облигаций Банка России, формирование собственного капитала и резервов. В качестве активных операций выступают кредитование, учетные операции, операции с ценными бумагами.
- ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами. Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков (ст. 51), устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, открывает представительства в иностранных государствах. В своей деятельности как органа валютного регулирования и контроля он руководствуется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле и другими федеральными законами, в частности «О Центральном банке ...» (ст. 53).
- ЦБ РФ организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ. Данная функция служит дополнением предыдущей функции.
- ЦБ РФ принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса РФ. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк составляет платежный баланс РФ, где отражаются все поступления и платежи в иностранной валюте. Как правило, они должны быть равны, но в большинстве случаев такого не бывает, поэтому Центральный банк, используя свои полномочия, имеет возможность сбалансировать его, проводя политику валютных ограничений, либо дефляционную политику, либо политику валютных интервенций, что приводит к изменениям в валютных соотношениях и влияет на сбалансированность баланса. Центральный банк выступает и как хранитель золотовалютных резервов страны.
- ЦБ РФ Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет Государственной Думе проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления (ст. 44), в которых отражаются анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; а также основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке...» Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.
- ЦБ РФ публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
- Для выполнения всех перечисленных функций Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка (ст. 83).
Высшим органом Центрального
банка выступает Совет директоров
— коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности Банка
России и осуществляющий руководство
и управление. Совет директоров состоит
из Председателя и 12 членов, избирающихся
на четыре года Государственной Думой.
Решения Совета Директоров принимаются
большинством голосов от числа присутствующих
при кворуме в семь человек. Заседания
должны проводиться не реже одного раза
в месяц (ст. 11—15).
Для проведения денежно-кредитной
политики при Центральном банке
создается Национальный банковский
совет, состоящий из представителей палат
Федерального Собрания, Президента, Правительства,
Центрального банка, кредитных организаций
и экспертов. Председателем совета является
Председатель Центрального банка (ст.
20).
Банк России может быть
ликвидирован только на основании принятия
соответствующего федерального закона,
который определяет и порядок использования
его имущества (ст. 87).
2. Внешний долг России.
Управление внешним долгом.
Государственный долг –
это сумма накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов
за вычетом имевшихся за это время
положительных сальдо бюджета. Различают
внешний и внутренний государственный
долг.
Внутренний долг – это
долг государства своему населению.
В соответствии с законом РФ государственным
внутренним долгом РФ являются долговые
обязательства правительства РФ,
выраженные в валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами. Долговые обязательства
могут иметь форму: кредитов, полученных
правительством РФ; государственных
займов, осуществленных посредством
выпуска ценных бумаг от имени
правительства РФ; других долговых
обязательств, гарантированных правительством
РФ.
Внешний государственный
долг – это долг иностранным государствам,
организациям и отдельным лицам.
Этот долг ложится на страну наибольшим
бременем, так как она должна отдавать
ценные товары, оказывать определенные
услуги, чтобы оплатить проценты по
долгу и сам долг.
Кредитная история России началась
в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый
заем в Голландии. С того времени Россия
систематически прибегала к масштабным
внешним заимствованиям.
Основная цель политики,
проводимой правительством РФ в области
управления задолженностью, состояла
в упорядочении отношений с внешними
кредиторами бывшего СССР и установлении
новых графиков платежей по его долгам
с учетом реальных возможностей обслуживания
этих обязательств.
Основная часть внешнего
долга РФ возникла, когда команда
Горбачева повела курс на «социалистическое
ускорение экономического развития
страны» за счет западных кредитов.
Советский Союз был известен в
мире как аккуратнейший плательщик
по своим долгам, и нам весьма
охотно ссужали миллиарды долларов
«на перестройку». Не мало тех долларов
закопали в землю государственных долгостроев,
часть ушла на закупку техники, оборудования,
в том числе и очень нужного. «Социального
ускорения», однако, в общем и целом не
получилось, долги остались.
В 1991 году, еще в период
существования СССР, были заключены
два соглашения, в соответствии с
которыми тогда еще союзные республики
брали на себя солидарную ответственность
по долгам Советского Союза. Понятие
солидарной ответственности означало,
что каждая республика в отдельности
и все вместе отдают по долгам Советского
Союза. Таким образом, каждая республика
должна была выплачивать свою часть
долга, но если кто-то отказывался платить,
то тот долг погашали бы все остальные
республики.
Однако после распада
СССР возникла следующая ситуация:
по сути, реально выплачивать свою
часть долга была способна только
Россия. Но делить активы бывшего СССР
изъявляли готовность все. Однако раздел
активов был бы длительным и весьма
дорогостоящим мероприятием. Вот
почему вышли на схему « нулевого
варианта», в соответствии с которой Россия
стала правопреемницей СССР по зарубежным
активам Союза, но одновременно брала
на себе обязательства по погашению всего
долга СССР.
Таким образом, объявив себя
правопреемницей СССР, Россия приобрела,
кроме всего прочего, и его
внешние долги. А потом и сама
стала занимать долги у Запада.
Какова же тяжесть долгового
бремени в России? Для оценки этого
показателя воспользуемся международными
стандартами и рассмотрим три
наиболее часто употребляемых относительных
коэффициентов долговой нагрузки: отношение
суммы долга к ВВП, отношение
суммы долга к экспорту, отношение
стоимости обслуживания к экспорту.
По одному из критериев (внешний
долг к ВВП) Россия превышает критический
уровень, а по остальным - приближается
к ним.
Острейшие бюджетные проблемы
и невозможность рефинансировать
внутренний долг по разумным процентным
ставкам вынуждали Правительство
РФ все в большей степени ориентироваться
на внешние источники заимствования.
Кроме того, необходимо отметить резкое
ухудшение с начала 1998 года состояния
платежного баланса, вызванное как
крайне не благоприятной конъюнктурой
мировых товарных и финансовых рынков,
так и резким ростом выплат по инвестиционным
доходам в пользу нерезидентов всеми
секторами российской экономики. В
итоге фактически единственным источником
поддержания равновесия платежного
баланса стал рост официального внешнего
долга.
Сегодня внешний долг России
условно можно разделить на шесть
составляющих: займы международных
организаций и реструктурированный
долг СССР; кредиты и займы российских
банков; кредиты и займы российских
компаний; валютные облигации внутреннего
займа; еврооблигации и субфедеральные
внешние займы и кредиты.