Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:31, курсовая работа
Сберегательный банк является крупнейшим в России оператором по выпуску и обслуживанию пластиковых карт международных и российских систем.
Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты.
Объектом исследования является СБРФ.
Предметом исследования – банковские пластиковые карты и операции по ним.
1. Сущность операций банка с пластиковыми картами………………………..4
1.1. Платёжная система и ее составляющие…………………………………..4
1.2. Понятие и классификация пластиковых карт…………………………….8
1.3. Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами…….11
2. Операции Сбербанка с пластиковыми картами………………………...15
2.1. Виды пластиковых карт Сбербанка……………………………………..15
2.2. Операции с пластиковыми картами……………………………………...17
2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами………………………….20
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Сущность операций банка с пластиковыми картами………………………..4
2.3 Особенности расчетов
с пластиковыми картами……………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Банковская пластиковая
карточка – универсальный платежный
инструмент, являющийся ключом доступа
к управлению банковским счетом и
позволяющий своему владельцу оплачивать
товары и услуги в различных торговых
и сервисных предприятиях, принимающих
карточки, получать наличные деньги, а
также пользоваться иными дополнительными
услугами и определёнными
Сберегательный банк является
крупнейшим банком страны, занимает ведущее
положение среди коммерческих банков
России по размерам активов, собственного
капитала и степени надежности. Он
стремится удовлетворять
Очень важным направлением
работы банков в сфере оказания банковских
услуг по совершенствованию обслуживания
населения является внедрение пластиковых
карт. Они находят широкое применение
в использовании клиентами
Сберегательный банк является крупнейшим в России оператором по выпуску и обслуживанию пластиковых карт международных и российских систем.
Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты.
Объектом исследования является СБРФ.
Предметом исследования – банковские пластиковые карты и операции по ним.
1. Сущность операций банка с пластиковыми картами
Платежной системой является
совокупность методов и реализующих
их субъектов, обеспечивающих в рамках
системы условия для
Таким образом, в состав платежной системы входят держатель карты, банк-эмитент, банк-эквайер, расчетный банк, предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания.
Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
Держателями банковских карт могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ – выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательная минимальная сумма погашения долга и новый остаток задолженности.
Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др.
Кроме того, банк-эквайер может
осуществлять выдачу наличных по карточкам
как в своих отделениях, так
и через принадлежащие ему
банкоматы. Банк может и совмещать
выполнение функций эквайера и эмитента.
Следует отметить, что основными,
неотъемлемыми функциями банка-
Расчетный банк. Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки – члены системы открывают корреспондентские счета.
Предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайерингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.
Кроме того, на основании
накопленных за день протоколов транзакций
процессинговый центр готовит и
рассылает итоговые данные для проведения
взаиморасчетов между банками-участниками
платежной системы, а также формирует
и рассылает банкам-эквайерам (а,
возможно, и непосредственно в
точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый
центр может также обеспечивать
потребности банков-эмитентов
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
Пластиковая карточка - персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Предприятия, принимающие карточку торговли/сервиса и отделения банков, образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты:
А) кредитные карты, используемые в кредитных платежных системах: оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете; необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг;
Б) дебетовые карты - используемые в дебитных платежных системах: используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика клиент распоряжается только суммой с его банковского счета, обработка карточки в режиме on-line;
В) карты с овердрафтом: возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки, это сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.
Информация о работе Банковские карты СБРФ. Основные преимущества