Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 14:57, курсовая работа
Понятие банковского риска появилось в российской экономической литературе лишь в последние годы в связи с ориентацией на развитие рыночных отношений в нашем государстве.
Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надежность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ………5
1.1.Понятие банковских рисков и причины их возникновения.…………………….5
1.2.Классификация банковских рисков.……………………………………………..11
1.3.Организация управления банковскими рисками..………………………………15
ГЛАВА 2.ОЦЕНКИ БАНКОВСКИХ РИСКОВ.……………………………………20
2.1.Методы оценки банковских рисков...……………………………………………20
2.2.Управление банковскими рисками на примере Открытого акционерного общества «Сбербанк России»...………………………………………………………24
ГЛАВА 3.ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВСКИХ РИСКОВ……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………34
• Второй уровень управления осуществляется Комитетами Банка и управляющими отдельными группами рисков Группы – управление отдельными группами рисков Группы в рамках ограничений и требований, установленных на первом уровне управления.
• Третий уровень управления
осуществляется коллегиальными органами
и структурными подразделениями участников
Группы – управление отдельными группами
рисков в участниках Группы в рамках требований
и ограничений, установленных на первом
и втором уровнях управления.
Процесс интегрированного управления рисками Группы включает в себя 5 этапов: • идентификация рисков и оценка их существенности: каждый риск, выявленный в любом из участников Группы, подлежит оценке уровня его существенности для каждого участника и для Группы в целом;
• формирование систем
управления существенными
• планирование уровня подверженности рискам, когда определяется целевой уровень рисков Группы с помощью риск-метрик в бизнес-плане Группы и ее участников;
• установление аппетита к риску Группы и ее участников – на этом этапе в Банке утверждается и согласовывается с Наблюдательным советом максимальный уровень рисков, который вправе принимать на себя Группа, формируется система лимитов и ограничений, позволяющих соблюсти установленный аппетит к риску; • управление совокупным уровнем рисков, задача которого – обеспечить соответствие уровня рисков Группы целевым значениям (уровень рисков периодически оценивается и управляется через лимиты и иные ограничения деятельности участников Группы).
В 2013 году определены и закреплены за коллегиальными рабочими органами и подразделениями Банка следующие существенные виды риска: кредитный риск (кредитный риск миграции, риск концентрации (в части кредитного риска), остаточный риск), страновой риск, риски операций на финансовых рынках, процентный и валютный риски банковской книги, риск потерь из-за изменения стоимости недвижимого имущества, операционный риск, правовой риск, риск ликвидности, риск потери деловой репутации, стратегический риск, риск моделей, регуляторный риск, налоговый риск. Разработаны политики управления существенными рисками. Утвержден аппетит к риску. Риск-метрики внедрены в процесс бизнес-планирования Группы. Разработана модель расчета экономического капитала Группы, проведен пилотный расчет агрегированного экономического капитала.
Кредитный риск.
Группа кредитных рисков включает в себя:
• Кредитный риск
– риск убытков, связанных с
полной или частичной потерей
стоимости финансового актива (например,
кредита, долговой ценной бумаги)
в связи с дефолтом или
• Риск концентрации (в части кредитного риска) – риск, связанный с:
− предоставлением крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков;
− концентрацией задолженности по отдельным отраслям экономики, сегментам, портфелям, либо географическим регионам и т.п.;
− концентрацией вложений в ценные бумаги, относящиеся к отдельным отраслям либо географическим регионам;
− наличием иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.
• Остаточный риск – риск, возникающий в связи с тем, что применяемые Банком методы снижения риска могут не дать ожидаемого эффекта в связи с реализацией в отношении принятого обеспечения, например, правового риска, риска ликвидности.
В основе системы управления кредитными рисками лежат принципы интегрированного управления рисками Группы, а также следующие принципы:
• использование современных
методик и инструментов
• объективность, конкретность и точность оценки кредитных рисков, использование достоверной фактической и статистической информации;
• интеграция процесса управления кредитными рисками с организационной структурой Банка и участников Группы;
• применение во всех участниках Группы единых правил распределения и разграничения полномочий по управлению кредитными рисками, основанных на сочетании централизованного и децентрализованного подходов;
• независимость подразделений, осуществляющих оценку и контроль кредитных рисков, от подразделений, инициирующих сделки, несущие кредитные риски;
• системы управления кредитными рисками Группы соответствуют требованиям регуляторов и российского законодательства и/или законодательства государств, на территории которых участники Группы ведут свою деятельность;
• контроль и ограничение
риска, а также контроль ожидаемых
потерь Банка вследствие
Система контроля и мониторинга уровня кредитных рисков Группы реализуется на принципах, обеспечивающих предварительный, текущий и последующий контроль операций, соблюдение установленных лимитов риска и их своевременную актуализацию, что закреплено во внутренних нормативных документах.
В Группе разработана многоуровневая система лимитов для каждой линии бизнеса, основанная на ограничении кредитного риска по операциям кредитования и операциям на финансовых рынках. Оценка кредитного риска проводится в целом по Группе и по отдельным портфелям активов, подверженных кредитному риску, а также в разрезе индивидуальных кредитных рисков отдельных контрагентов и групп контрагентов, стран, географических регионов, отраслей хозяйства/видов экономической деятельности. В Группе функционирует система внутренних рейтингов, в основе которой лежат экономико-математические модели оценки вероятности дефолта контрагентов и сделок. Оценка кредитных рисков контрагентов Группы по сделкам, несущим кредитный риск, проводится в зависимости от типов контрагентов:
• корпоративных клиентов,
кредитных организаций, финансовых
компаний, клиентов-субъектов малого
бизнеса, стран, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований,
страховых и лизинговых
• физических лиц и клиентов-субъектов Микро бизнеса – на основании оценки платежеспособности контрагентов в соответствии с внутренними нормативными документами Группы и экспресс-оценкой. Система кредитных рейтингов обеспечивает дифференцированную оценку вероятности неисполнения/ненадлежащего исполнения контрагентами обязательств. Оценка делается на основе анализа количественных (финансовых) и качественных факторов кредитного риска, степени их влияния на способность контрагента обслуживать и погашать принятые обязательства. Внутренними нормативными документами Группы предусматривается оценка совокупности факторов, перечень которых стандартизирован в зависимости от типов контрагентов. Обязательной оценке подлежат факторы риска, связанные с финансовым состоянием контрагента, структурой собственности, деловой репутацией, кредитной историей, системой управления денежными потоками и финансовыми рисками, информационной прозрачностью, позицией клиента в отрасли и регионе, наличием поддержки со стороны органов государственной власти и материнских компаний. На основании анализа указанных факторов риска оценивается вероятность дефолта контрагента / сделки с последующей их классификацией по рейтингам.
ГЛАВА 3.ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
В последнее десятилетие меняется традиционный подход к банковскому регулированию и надзору. Органы банковского надзора все более отходят от мониторинга соблюдения банковского законодательства и заменяют его мониторингом процесса управления рисками, осуществляемого самими банками. Другим значительным новшеством стало ужесточение требований к публичному раскрытию информации, направленное на делегирование функций данного мониторинга широкой общественности.
Механизмы регулирования рисков банковской системы весьма разнообразны и действуют, как правило, в комплексе, взаимно дополняя друг друга. На уровне банковской системы основными регуляторами являются государственные органы (обычно в лице центральных банков) и профессиональные саморегулируемые организации.
В условиях финансовой глобализации возрастает роль наднационального (международного) регулирования, основная задача которого – обеспечение устойчивого развития мировой финансовой системы. На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются: минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков, требования к составу и нормативы достаточности капитала, стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками, требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка, нормативные требования к методикам количественной оценки риска и др.
На уровне коммерческих банков в дополнение к внешним используются внутренние механизмы управления рисками, к которым относятся внутренние модели оценки и методы управления рисками (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.)
Как правило, органы регулирования в своей деятельности придерживаются либо предписывающего, либо рыночно ориентированного подхода. Предписывающий подход, как правило, накладывает ограничения на деятельность банков и регулирует все известные риски. Однако в современных условиях нормы регулирования быстро теряют адекватность, и в результате финансовых инноваций появляются новые, не регулируемые риски.
Усложнение банковской деятельности и появление новых банковских рисков стимулировали осознание того, что предписывающий подход к банковскому надзору не соответствует современным динамичным рыночным условиям. Операции современных банков подчас чрезвычайно сложны и довольно трудны для отслеживания и контроля. С конца 1980-х гг. начались интенсивные консультации между регулирующими органами ряда стран с целью выработки нового рыночно ориентированного, учитывающего риск подхода. При рыночно ориентированном подходе внимание органов регулирования сосредоточено на стимулировании совершенствования управления рисками. Органы банковского контроля все более отходят от традиционного мониторинга соблюдения законодательства о банках и установленных нормативов и переходят к мониторингу, оценке и при необходимости укреплению процесса управления рисками в банках. На практике в большинстве развитых стран банковское регулирование сочетает оба подхода. Кроме того, пришло понимание того, что в современных динамичных условиях органы банковского надзора самостоятельно не могут обеспечить устойчивость банковской системы, в этом им помогают еще ряд участников. Базовым компонентом нового, ориентированного на риск подхода к регулированию и надзору является высшее руководство банка. На основании этого был выработан партнерский подход к управлению риском.
В рамках данного подхода задачи каждого участника в процессе управления риском распределяются следующим образом:
1. Органы банковского
регулирования и надзора, формируя
нормативную
и правовую среду, должны стимулировать
процесс управления риском.
2. Высшему руководству
банка следует в полной мере
нести ответственность за
3. Внешние аудиторы должны дополнить традиционный анализ анализом банковских рисков.
4. Общественность в лице многочисленных инвесторов, кредиторов, клиентов банка – юридические и физические лица.
В случае банкротства банка они понесут финансовые потери и должны понимать, что усилия со стороны регулирующих органов и банковского менеджмента по обеспечению устойчивости банков не могут защитить их от рисков. Клиенты банка сами должны управлять риском и нести ответственность за принимаемые решения. Базой для принятия обоснованных решений может стать мониторинг банковских рисков, осуществляемый другой частью общественности (средствами финансовой информации, финансовыми аналитиками, брокерами, рейтинговыми агентствами) на основе публичной банковской информации.
Другим существенным новшеством стало ужесточение требований к публичному раскрытию информации о финансовом положении банка и системе управления рисками, направленное на делегирование функций мониторинга широкой общественности.
Кроме того, новый подход к банковскому регулированию и надзору в своих основных элементах соответствует регулированию небанковских финансовых учреждений, что способствует формированию более однородных условий функционирования.
Международный опыт показывает, что базовым инструментом регулирования для обеспечения устойчивости банковской системы служат требования к величине собственного капитала банка, которые выдвигаются регулирующими органами с целью создания резерва для возмещения непредвиденных потерь. Постоянный анализ уровня капитала банка с учетом риска – важнейший элемент процесса управления риском.
Чтобы стимулировать управление рисками, регулирующие органы многих стран ввели определенные требования к достаточности капитала. Возникла проблема в выработке общих критериев достаточности капитала, применяемых для разных банков и независимых от их страновой принадлежности и спектра проводимых операций.
Либерализация и неустойчивость финансовых рынков, возросшая конкуренция и диверсификация деятельности подвергают банки новым рискам и требуют для сохранения конкурентоспособности постоянно обновлять способы управления бизнесом и связанными с ним рисками. Финансовая устойчивость банка в решающей степени зависит от качества высшего менеджмента банка. Высшее руководство банка становится базовым элементом нового, ориентированного на риск подхода к регулированию и надзору. Одной из главных целей органов регулирования становятся усиление ответственности высшего руководства и совершенствование стимулов к развитию банковских систем управления рисками.
Информация о работе Банковские риски и методы управления ими