Банковский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является выявление сущности регулирования банковской деятельности, проблем и перспектив развития банковского надзора в России, а также рассмотрение направлений работ с проблемными банками.
Исходя из поставленной цели исследования была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка используемой литературы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………1
1.Развитие банковской системы и её регулирование
1.1 Развитие банковской системы……………………………..3
1.2 Банковское регулирование…………………………………5
2.Проблемы и перспективы банковского надзора
2.1 Правовые основы банковского надзора в России…….10
2.2 Требования к совершенствованию банковского надзора в России……………………………………………………………...12
2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора………………………………………14
2.4 Основные направления работы с проблемными банками
………………………………………………………………………..16
Оценка финансовой значимости банка……………………….19
Заключение…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

банковский надзор.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

Введение

В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков - коммерческие и центральные. К группе коммерческих банков в разных развитых странах  относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково  трактуется в разных странах и  само понятие «коммерческие банки». Главным их отличием от центральных  является права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают  два типа - универсальные и специальные  банки. Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов  всех видов, оказание всевозможных услуг  и т.п.

Ввиду большого количества банков необходимо банковское регулирование и надзор.

Надзор - форма деятельности различных  государственных органов по обеспечению  законности.

Банковский надзор - это надзор в банковской сфере. Организация  банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных  банковских комитетов.

Организационная структура банковского  надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные  банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных  банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при  которой центральные банки разделяют  обязанности по надзору с государственными органами.

В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет  Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: контрольно-ревизионное  управление, осуществляющее ревизии  главных территориальных управлений Центрального банка;

Исходя из всего сказанного, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью банковского регулирования в  РФ и улучшения банковского надзора.

Цель данной курсовой работы является выявление сущности регулирования  банковской деятельности, проблем и  перспектив развития банковского надзора  в России, а также рассмотрение направлений работ с проблемными  банками.

Исходя из поставленной цели исследования была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие банковской системы и её регулирование

 

1.1 Развитие банковской системы (оптимизация структуры)

Развитие структуры банковской системы целесообразно проводить  в русле перспективных сдвигов  в структуре экономики. Неоднородность экономики России проявляется как  в межрегиональных диспропорциях, так и с точки зрения различий финансового состояния отдельных  отраслей. Соответственно перспективная  устойчивость банковской системы должна базироваться на тенденциях хозяйственного развития.

В структуре российской экономики  можно выделить три группы регионов.

1. Центры деловой активности  с диверсифицированной по отраслевому  признаку структурой коммерческой  деятельности. В них должны преобладать  крупные (оптовые) кредитные организации,  финансирующие ключевые для российской  экономики предприятия, федеральный  бюджет, организующие межбанковский  и валютный рынок. Такие структуры  должны функционировать под жестким  контролем государства как в  форме участия в собственности,  так и через повышенное внимание  надзорного органа. Розничные и  средние банки нацеливаются на  обслуживание местных предприятий  соответствующего масштаба. Проводится  политика ограничения количества  филиалов кредитных организаций,  которая связана с достаточной  для поддержания конкурентной  среды численности банковских  учреждений одновременно с повышенным  риском управления банков, имеющих  филиалы. Для розничных банковских  услуг кредитные организации  открывают отделения, действующие  под жестким внутренним контролем.  Работа филиалов экономически  целесообразна только применительно  к крупным банкам других регионов  для операций на валютном и  межбанковских рынках.

2. Регионы, где преобладает крупное  промышленное производство федерального  значения. В банковской системе  должна сочетаться деятельность  филиалов крупных банков финансовых  центров с мелкими и средними  региональными кредитными организациями.  Формирование местных крупных  банков представляется нежелательным в силу ограниченных возможностей по диверсификации активов. Кредитовать промышленные гиганты целесообразно через крупные банки финансовых центров.

3. В регионах, где доминирует  мелкий бизнес и сельскохозяйственное  производство, представляется возможным  делать ставку на местные частные  банки и концентрацию капиталов.  При укрупнении кредитных организаций  на местном уровне можно использовать  различные схемы, в том числе  не предполагающие полную потерю  самостоятельности банков (например, создание холдинга путем обмена  акциями с банками-участниками). Стимулирование открытия филиалов  крупных банков или превращение  в них местных кредитных организаций  опасно продолжением перелива  в финансовые центры и без  того скудных ресурсов регионов. В то же время управление  кредитными вложениями в мелкий  бизнес и сельскохозяйственное  производство более эффективно  на уровне самостоятельно хозяйствующего  субъекта, а не через филиалы.

При этом в регионах второй и третьей  группы должно поддерживаться оптимальное  количество кредитных организаций  для сохранения конкурсной сферы  и обеспечения клиентов основными  банковскими услугами. В целях  оптимизации структуры банковской системы целесообразно ввести в  практику дифференцированный подход к  применению мер регулирования кредитных  организаций, индивидуальный подход к  использованию отдельных инструментов управления ликвидностью в зависимости  от эффективности деятельности кредитного учреждения для системы в целом (например, при возникновении проблем  с ликвидностью, нарушениях нормативов, а также при обращениях Банка  России за расширением лицензии или  предоставлением кредита). Необходимо определить меры поддержки перспективных  для укрепления банковской системы  кредитных организаций. В необходимых  случаях возможно участие Банка  России в процессах концентрации банковских капиталов. При принятии решений в области надзора  в критических ситуациях необходимо использовать интересы местных властей в поддержании стабильности в сфере финансов.

 

1.2 Банковское регулирование

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования  со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой  другой формой экономической деятельности. Это связано с теми характеристиками банков, которые объективно присущи  им и определяет их положение в  качестве ключевых элементов финансовой системы. В зарубежной юридической  науке выделяют три такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; возможность легко изымать денежные средства и недостаточная открытость.

Рассмотрим более подробно содержание упомянутых характеристик банков. Ерпылева Н. Механизм правового регулирования  банковской деятельности.// Хозяйство  и право 1998-№2,3, стр. 368 Во-первых, высокий уровень взаимозависимости обусловлен статусом банков как финансовых посредников в экономической деятельности и выражается как соотношение активов банка и его собственного капитала. Фактическая величина активов во много раз превышает размер собственного капитала именно этим можно объяснить то обстоятельство, что каждый банк, в том числе самый надежный, условно платеже способен. Термин «условно платежеспособный» означает, что банк действительно платежеспособен только до момента

коллективного изъятия вкладчиками  внесенных ими ранее денежных средств. При подобном изъятии у  банка возникает проблема жесточайшего кризиса ликвидности, и он будет  вынужден реализовать свои активы. Между тем в рыночной экономике  объективно существует диспропорция между  балансовой величиной активов и  их рыночной стоимостью, которая в  большей мере зависит от качественной характеристики активов. Таким образом, реализация активов может быть осуществлена только со значительным дисконтом по сравнению с их балансовой стоимостью. В силу этого кризис ликвидности, вызванный внезапным и массированным изъятием денежных вкладов, может легко трансформироваться в кризис платежеспособности.

Во-вторых, уязвимость банков к внезапному изъятию вкладов также увеличивает  вероятность такого изъятия. Закрепленная в договоре между банком и клиентом обязанность банка выплатить  денежные средства вкладчику по первому  требованию предполагает, что в случае недостаточности банковского капитала для удовлетворения требований всех вкладчиков первыми получат свои денежные средства те клиенты, которые  первыми заявили банку свои требования. Именно структура приоритетов в  выплатах побуждает вкладчиков изымать  свои деньги при первых признаках  неблагополучия банка.

В-третьих, недостаточная открытость банковской деятельности может привести к тому, что об ухудшении финансового  положения банка станет известно слишком поздно и рынок не сумеет прореагировать достаточно быстро и  должным образом. Этот факт объясним тем, что определить действительное финансовое положение банка лишь на основании широко доступной информации, которая к тому же быстро устаревает, нелегко, так как структура активов  может изменится буквально в  считанные дни. Данные характерные  особенности содержат в себе потенциальный  источник нестабильности банковской системы  того или иного государства в  целом, способной вызвать «цепную  реакцию» в виде краха ряда банков одного за другим. Более того, в нерегулируемой обстановке конкурентной борьбы в стремлении выиграть гонку у конкурентов  будут вынуждены проводить операции, несущие излишне рискованный  характер, что в конечном итоге  приведет к ухудшению их финансового  положения и положения из клиентов. Следовательно, главная задача банковского  регулирования состоит в ограничении  излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции.

В этом контексте термин «банковское  регулирование» можно определить как  систему специфических правил поведения  нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и, главным образом, банковских операций.

Или другими словами, банковское регулирование - система мер, с помощью которых  государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного  функционирования банков, предотвращением  дестабилизирующих тенденций. В  современных условиях банковское регулирование  сводится прежде всего к надзору  за операциями банков в интересах  стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и  надзора лежит принцип так  называемого «верблюда». Английский акроним «CAMEL» (верблюд) составлен  по заглавным буквам основных критериев  банковского надзора:

· достаточность капитала (отношение  собственных средств к суммарным  активам);

· качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

· качество менеджмента (квалификация управляющих);

· ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

· доходность;

Существует два вида банковского  регулирования: Садвакасов К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль. - М., 1998г. стр.124 валютное и пруденциальное. Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задача пруденциального регулирования - в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:

- защита вкладчиков как потребителей  банковских услуг от риска  возможного краха каждого конкретного  банка;

- защита банковской системы  в целом от риска «цепной  реакции» в виде краха целого  ряда банков.

Можно полностью согласится с высказанным  в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование  не ставит задачей предотвратить  крах каждого конкретно взятого  банка. Пруденциальное регулирование  всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит  макроэкономический характер.

Цели пруденциального регулирования  определяют его функции, выступающие  как оперативная форма реализации целей. Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального  регулирования банковской деятельности:

1) превентивную, предназначенную для  минимизации рисковой деятельности  банков;

2) защитную, призванную гарантировать  интересы вкладчиков в случае  краха конкретного банка;

3) обеспечительную, призванную  обеспечить финансовую поддержку  конкретного банка в случае  его кризисного состояния, оказываемую  Центральным банком как кредитором  последней инстанции.

Превентивная функция выступает  как ключевая в пруденциальном регулировании  банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, состоит в ограничении  операций банков, несущих высокую  степень риска, для того, чтобы  уменьшить потенциальную возможность  краха банков. Можно выделить три  аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное  регулятивное воздействие неизбежно  принимает правовую форму, так как  происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными  органами государства:

Информация о работе Банковский надзор