Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:42, контрольная работа
Цель данной курсовой работы является выявление сущности регулирования банковской деятельности, проблем и перспектив развития банковского надзора в России, а также рассмотрение направлений работ с проблемными банками.
Исходя из поставленной цели исследования была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка используемой литературы.
Введение……………………………………………………………1
1.Развитие банковской системы и её регулирование
1.1 Развитие банковской системы……………………………..3
1.2 Банковское регулирование…………………………………5
2.Проблемы и перспективы банковского надзора
2.1 Правовые основы банковского надзора в России…….10
2.2 Требования к совершенствованию банковского надзора в России……………………………………………………………...12
2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора………………………………………14
2.4 Основные направления работы с проблемными банками
………………………………………………………………………..16
Оценка финансовой значимости банка……………………….19
Заключение…………………………………………………………21
· введение ограничений для субъектов экономической деятельности желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат комплекс жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;
· формулирование минимальных экономических
стандартов банковской деятельности,
касающихся достаточности капитала,
ликвидности и
· осуществление надзора за соответствием деятельности банков
предписанным экономическим
2.1 Правовые основы банковского надзора в России
Правовые основы организации надзора и контроля определены:
а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ Федеральный
закон от 02.12.90 №394-1 (ред. от 20.06.96) "О
центральном банке Российской федерации"в
статье 4 пункта 7 читаем: «Банк России
выполняет следующие функции: осуществляет
надзор за деятельностью кредитных
организаций». «Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции
настоящим Федеральным законом
и другими федеральными законами,
издает нормативные акты, обязательные
для федеральных органов
Нормативные акты Банка России, непосредственно
затрагивающие права, свободы или
обязанности граждан, должны быть зарегистрированы
в Министерстве юстиции Российской
Федерации в порядке, установленном
для регистрации актов
Проекты федеральных законов, а
также нормативных актов
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 №02-23 (ред. от 20.08.96) "О введении в действие инструкции №1 «о порядке регулирования деятельности кредитных организаций» " . Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. «В статье 74 выше названного Закона подчеркивается, что: «Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться
уполномоченными Советом
б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ Федеральный закон от 02.12.90 №395-1 (ред. от 03.02.96) "О банках и банковской деятельности" в главе VII. «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью», в статье 41 говорится, что: «Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».
В статье 19 выше названного Закона указаны
меры Банка России, применяемые им
в порядке надзора в случае
нарушения кредитной
«В случае нарушения федеральных
законов, нормативных актов и
предписаний Банка России, устанавливаемых
им обязательных нормативов, непредставления
информации, представления неполной
или недостоверной информации, а
также совершения действий, создающих
реальную угрозу интересам вкладчиков
и кредиторов, Банк России имеет
право в порядке надзора
В случае невыполнения в установленный
Банком России срок предписаний об
устранении нарушений, а также в
случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной
2.2 Требования к совершенствованию банковского надзора в России
Анализ задач надзорной
Во-первых, поскольку приоритетной
целью надзора является поддержание
кредитной системы, его главной
задачей должны быть не поиск и
наказание «провинившихся»
Во-вторых, это необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.
В-третьих, надзор должен быть ориентирован
на два уровня анализа и состояния
банковской системы в целом. При
этом открытость является важным фактором
совершенствования
В-четвертых, требование реструктуризации
балансов банков. Данное требование непосредственно
относится к оптимизации
Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и аудиторских фирм.
Под оптимизацией организационной
структуры банков понимается централизация
информационных потоков многофилиальных
банков через компьютерную сеть и
получение информации о работе территориальных
подразделений в режиме реального
времени, а также техническое
переоснащение банков, снижение расходов
в связи с сокращением
2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора
Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности.
Прежде всего, необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.
К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:
а) сознательное искажение отчетности;
б) занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.
Надзор за руководителями банков (филиалов)
должен опираться на изменение законодательно
установленных требований к их квалификации
и стажу работы в банковской системе
в сторону усиления. Руководитель
кредитной организации (помимо экономического
или юридического образования) должен
иметь опыт работы руководителем
подразделения кредитной
Требуется также включать в состав
должностных лиц, назначение которых
подлежит обязательному согласованию
в Главном территориальном
Надзор за владельцами кредитных
организаций предполагает постоянный
мониторинг Банком России финансового
состояния юридических лиц-
Один из учредителей (юридическое
лицо), обладающий долей не менее 20%,
должен выступать гарантом оказания
финансовой помощи в случае возникновения
у кредитной организации
Одновременно необходимо предоставить
Банку России право временно отказать
в регистрации кредитной
Контроль за деятельностью филиальной
сети банков нуждается в тщательной
методологической доработке. Необходимо
установить порядок наделения филиала
собственными средствами, методику контроля
за соблюдением обязательных нормативов
максимального риска на одного кредитора
и вкладчика. Требуется также
ввести в практику определение головной
конторой лимитов на проведение операций
филиалов с учетом необходимости
соблюдения обязательных экономических
нормативов и формирования резервов
в целом по кредитной организации.
Указанные лимиты, согласованные
с Главным территориальным
Мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков должен предоставить в распоряжение ЦБ РФ оперативную картину распределения ликвидности в режиме реального времени как в разрезе конкретного банка, так и экономических регионов.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию
экономических нормативов с учетом
эффективности их применения в бухгалтерском
учете. Система требований, предъявляемых
к кредитной организации, должна
улавливать наиболее вероятные риски,
способные повлиять на финансовое состояние
банков. В перспективе следует
ожидать, что все большее влияние
на положение в кредитных
2.4 Основные направления работы с проблемными банками
Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.