Банковский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является выявление сущности регулирования банковской деятельности, проблем и перспектив развития банковского надзора в России, а также рассмотрение направлений работ с проблемными банками.
Исходя из поставленной цели исследования была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка используемой литературы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………1
1.Развитие банковской системы и её регулирование
1.1 Развитие банковской системы……………………………..3
1.2 Банковское регулирование…………………………………5
2.Проблемы и перспективы банковского надзора
2.1 Правовые основы банковского надзора в России…….10
2.2 Требования к совершенствованию банковского надзора в России……………………………………………………………...12
2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора………………………………………14
2.4 Основные направления работы с проблемными банками
………………………………………………………………………..16
Оценка финансовой значимости банка……………………….19
Заключение…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

банковский надзор.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

· введение ограничений для субъектов  экономической деятельности желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат комплекс жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;

· формулирование минимальных экономических  стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и  тем самым сдерживают излишне  рискованную активность;

· осуществление надзора за соответствием  деятельности банков

предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы банковского надзора

 

2.1 Правовые основы банковского надзора в России

Правовые основы организации надзора  и контроля определены:

а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ Федеральный  закон от 02.12.90 №394-1 (ред. от 20.06.96) "О  центральном банке Российской федерации"в  статье 4 пункта 7 читаем: «Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных  организаций». «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России, непосредственно  затрагивающие права, свободы или  обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном  для регистрации актов федеральных  министерств и ведомств.

Проекты федеральных законов, а  также нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.» В главе «Банковское регулирование и надзор» в статье 55 сказано, что: «Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, в частности  установленных ими обязательных нормативов Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 №02-23 (ред. от 20.08.96) "О введении в действие инструкции №1 «о порядке регулирования  деятельности кредитных организаций» " . Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Надзорные и регулирующие функции  Банка России, установленные настоящим  Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через  создаваемый при нем орган  банковского надзора. Решение о  создании данного органа принимается  Советом директоров. «В статье 74 выше названного Закона подчеркивается, что: «Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  настоящим Федеральным законом  санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и  по его поручению - аудиторскими фирмами».

б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ Федеральный  закон от 02.12.90 №395-1 (ред. от 03.02.96) "О  банках и банковской деятельности" в главе VII. «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью», в статье 41 говорится, что: «Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».

В статье 19 выше названного Закона указаны  меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных  актов Банка России.

«В случае нарушения федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний Банка России, устанавливаемых  им обязательных нормативов, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации, а  также совершения действий, создающих  реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет  право в порядке надзора применять  к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В статье 75: «требовать от кредитной организации  устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой  процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в  случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: Банковский надзор и аудит: учебное  пособие. Под общ. ред. И. Д. Мамоновой. -- М.: ИНФРА-М, 1995 г. стр.312 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов: б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

 

2.2 Требования к совершенствованию банковского надзора в России

Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к  формулированию следующих концептуальных требований, выполнение которых видится  необходимым для стабилизации кредитной  системы.

Во-первых, поскольку приоритетной целью надзора является поддержание  кредитной системы, его главной  задачей должны быть не поиск и  наказание «провинившихся» банков, а создание условий для более  эффективного функционирования банковской системы.

Во-вторых, это необходимость активизации  надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом  его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.

В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния  банковской системы в целом. При  этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической  компоненты банковского надзора. Другим ее фактором выступает совершенствование  методики оценки состояния дел в  банках.

В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно  относится к оптимизации балансов и организационно-технологической  схемы деятельности банков.

Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных  активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность  банков самостоятельно списывать такие  ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и  аудиторских фирм.

Под оптимизацией организационной  структуры банков понимается централизация  информационных потоков многофилиальных  банков через компьютерную сеть и  получение информации о работе территориальных  подразделений в режиме реального  времени, а также техническое  переоснащение банков, снижение расходов в связи с сокращением численности  низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).

 

 

 

2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора

Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики  в банках предполагает совершенствование  всех аспектов надзорной деятельности.

Прежде всего, необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, предоставляемой кредитными организациями  в Банк России.

К числу грубых нарушений, по отношению  к которым необходимо применять  весь состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:

 а) сознательное искажение  отчетности;

 б) занижение налоговой базы  и базы отчислений в фонд  обязательных резервов.

Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в банковской системе  в сторону усиления. Руководитель кредитной организации (помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт работы руководителем  подразделения кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и  положительную репутацию в сфере  банковского бизнеса. Необходимо узаконить  возможность Центрального банка  РФ дать немотивированный отказ в  согласовании кандидатуры в случаях, когда имеется проверенная информация о недобросовестной коммерческой репутации  кандидата или связи с криминальными  сферами.

Требуется также включать в состав должностных лиц, назначение которых  подлежит обязательному согласованию в Главном территориальном управлении (Национальном банке) ЦБ РФ, главного аудитора банка. Кроме того, необходимо установить запрет на совмещение должностей, подлежащих согласованию в ЦБ РФ, одним физическим лицом в различных кредитных  организациях. Вместе с тем решение  этого блока вопросов напрямую связано  с существенными корректировками  в действующем законодательстве.

Надзор за владельцами кредитных  организаций предполагает постоянный мониторинг Банком России финансового  состояния юридических лиц-держателей контрольных пакетов кредитных  организаций, возможностей обходить установленные  ограничения максимального риска  при кредитовании учреждений и инсайдеров через создание аффилированных и  контролируемых структур.

Один из учредителей (юридическое  лицо), обладающий долей не менее 20%, должен выступать гарантом оказания финансовой помощи в случае возникновения  у кредитной организации финансовых затруднений. Институт гаранта должен действовать постоянно, чем обеспечивается ответственность за результаты деятельности кредитной организации и гарантия финансовой устойчивости, особенно на начальном этапе ее функционирования.

Одновременно необходимо предоставить Банку России право временно отказать в регистрации кредитной организации  без указания мотивов, если имеются  «особенные» сомнения в ее устойчивости. Одним из факторов надежности создаваемой  кредитной организации выступает  ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно, следует  иметь возможность принимать  различные решения в случаях  желания учредителей предложить региону или системе в целом  новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.

Контроль за деятельностью филиальной сети банков нуждается в тщательной методологической доработке. Необходимо установить порядок наделения филиала  собственными средствами, методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска на одного кредитора  и вкладчика. Требуется также  ввести в практику определение головной конторой лимитов на проведение операций филиалов с учетом необходимости  соблюдения обязательных экономических  нормативов и формирования резервов в целом по кредитной организации. Указанные лимиты, согласованные  с Главным территориальным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ по месту расположения головного банка, сообщаются учреждению Банка России, контролирующему деятельность филиала, куда тот представляет соответствующую отчетность. Исключения могут быть сделаны для кредитных организаций, внедривших сертифицированные ЦБ РФ технические решения, позволяющие банку в оперативном режиме контролировать текущие операции филиала.

Мониторинг состояния всех корреспондентских  счетов банков должен предоставить в  распоряжение ЦБ РФ оперативную картину  распределения ликвидности в  режиме реального времени как  в разрезе конкретного банка, так и экономических регионов.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию  экономических нормативов с учетом эффективности их применения в бухгалтерском  учете. Система требований, предъявляемых  к кредитной организации, должна улавливать наиболее вероятные риски, способные повлиять на финансовое состояние  банков. В перспективе следует  ожидать, что все большее влияние  на положение в кредитных организациях будут оказывать фактор процентного  риска и рисков по срочным операциям  на рынках. Уже сейчас целесообразно  приступить к отработке методических принципов перспективной системы  мониторинга и управления такого рода рисками.

 

2.4 Основные направления работы с проблемными банками

Работа с проблемными банками  начинается с постановки системы  выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается характер и причина  возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.

Информация о работе Банковский надзор