Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем в сфере безналичных расчетов с участием физических лиц и раскрытие основных видов данных расчетов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие сущности безналичного расчета, его значению в денежном обороте страны;
определить правовое регулирование безналичных расчетов с участием физических ;
проанализировать применение различных форм безналичных расчетов с участием физических лиц в современных условиях;
раскрыть перспективы дальнейшего развития данной сферы отношений и подвести итоги изложенному.

Файлы: 1 файл

Московский Банковский Институт.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

- выплата средств по  аккредитиву производится только  в безналичном порядке (п. 3.5.2 Положения  N 222-П), т.е. путем перечисления  средств на банковский счет  получателя. 
В данном случае необходимо учитывать, что физическое лицо может рассчитываться со своими кредиторами наличными деньгами по основному обязательству, Банк России этого запретить не может (см. п. 1 ст. 861 ГК РФ).

 
Однако если стороны выбрали расчеты  аккредитивами, то они должны подчиняться  соответствующим требованиям Банка  России как органа, уполномоченного устанавливать правила проведения безналичных расчетов.

Расчеты чеками

При осуществлении безналичных  расчетов с участием физических лиц  могут также использоваться чеки, которые выпускаются банками  и которые не применяются для  расчетов через подразделения расчетной  сети Банка России (п. п. 4.2 и 4.6 Положения N 222-П). При этом физические лица могут  выступать как в качестве чекодателей, так и в качестве чекодержателей (п. 4.4 Положения N 222-П).

Если физическое лицо выступает  в качестве чекодателя, у него в  банке должны быть средства на текущем  счету, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков (п. 4.4 Положения N 222-П). Если физическое лицо выступает  в качестве чекодержателя, то, поскольку  Положение N 222-П регулирует безналичные  расчеты, предполагается, что суммы  выплат по чеку должны зачисляться  на его банковский счет.

При предъявлении чека чекодержателем для оплаты через обслуживающий  его банк необходимо учитывать, что  чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских  расчетах на основании договоров, заключаемых  с клиентами, и межбанковских  соглашений о расчетах чеками (см. п. 7.14 ч. 1 Положения Банка России "О  безналичных расчетах в РФ" от 3 октября 2002 г. N 2-П). 
Однако, учитывая отсутствие указания Банка России на выплаты по чеку только в безналичном порядке, указанный выше порядок, по мнению автора, не исключает возможности выплат по чекам наличными деньгами при его предъявлении чекодержателем непосредственно в банк, обслуживающий чекодателя.

Расчеты по инкассо

В качестве расчетного документа  при расчетах по инкассо с участием физических лиц используется инкассовое поручение (п. 5.1 Положения N 222-П). 
Положение N 222-П в части, касающейся расчетов по инкассо, подлежит применению в следующих случаях.

1. Для взыскания по  исполнительным документам, в случае  их предъявления через банк, обслуживающий  взыскателя, т.е. банк-эмитент (абз.2п.5.2). 
Однако при этом необходимо учитывать два исключения:

- если в качестве взыскателя  выступает юридическое лицо, то  подлежит применению Положение  Банка России "О безналичных  расчетах в РФ" от 3 октября  2002 г. N 2-П (п. 5.4);

- если исполнительный  документ предъявляется непосредственно  в банк, обслуживающий должника, что имеют право делать взыскатели - физические лица, то должно применяться  Положение Банка России "О порядке  приема и исполнения кредитными  организациями, подразделениями  расчетной сети Банка России  исполнительных документов, предъявляемых  взыскателями - физическими лицами" от 26 марта 2003 г. N 221-П, вступившее в силу с 27 апреля 2003 г.

2. В случаях, предусмотренных  основным договором, при условии  предоставления обслуживающему  банку права на списание денежных  средств со счета плательщика  без его распоряжения (абз. 3 п. 5.2). 
Здесь имеется в виду либо наличие соответствующего условия в договоре банковского счета (см. п. 2 ст. 854 ГК РФ), либо письменное распоряжение физического лица банку о списании денежных средств с его счета по требованию третьих лиц с указанием в нем данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление (см. п. 2 ст. 847 ГК РФ).

Производить списание со счетов физических лиц в бесспорном порядке на основании положений законов без получения исполнительного документа нельзя. Такой порядок может применяться в отношении только юридических лиц. 
При расчетах по инкассо с участием физических лиц допускается частичное исполнение инкассовых поручений (п. 5.5 Положения N 222-П).

Расчеты физических лиц через банки без открытия банковских счетов

При расчетах физических лиц  через банки без открытия банковских счетов банк, проводящий такие операции, должен утвердить Порядок их осуществления, включающий в себя порядок оплаты его услуг. 
В таких случаях банки сами заполняют необходимые платежные поручения на основании документа, заполняемого физическим лицом - плательщиком. Форма этого документа устанавливается либо банком, либо получателем средств, если платежи в его адрес носят систематический характер. Указанный выше Порядок осуществления данных операций считается принятым физическим лицом именно при подписании данного документа (п. п. 1.2.2, 1.2.3 Положения N 222-П).

2.3. Электронные банковские услуги населению

В нашей стране была разработана  концепция создания комплексной  автоматизированной системы безналичных  расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и  услуги в концепции комплексно рассмотрена  проблема банковского обслуживания населения. Системный замысел соответствует  научно-техническому уровню современного, банковского производства и приемлем при незначительной модификации  для любой банковской системы, как  существующей, так и перспективной.

Наиболее перспективной  и получающей все большее развитие становится форма электронных расчетов посредством платежных карт и  электронных денег. Стратегия развития платежной системы в ближайшее время реализуется по двум направлениям:

  • сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами;
  • переход к электронной системе дистанционного обслуживания банковских клиентов.

В настоящее время пластиковые  карточки – это инструмент, который  сейчас являются современным, доступным  для общего пользования и в  последнее время все чаще и  чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.

На конец 2009 г. на территории Российской Федерации эмиссию и/или  эквайринг платежных карт осуществляли 700 кредитных организаций. Количество эмитированных кредитными организациями  платежных карт на конец 2009 г. составило 124,0 млн. единиц (на конец 2005 г. – 54,6 млн. единиц). (см.приложение 2)

В 2009 г. было совершено 677,2 млн. платежей с использованием карт, выпущенных в России, на общую сумму 1,3 трлн. рублей. При этом доля таких платежей составила 18,0% от общего количества и 0,3% от общего объема операций с использованием всех платежных инструментов. Расчет по платежам с использованием карт осуществляется в соответствии с  правилами и процедурами расчета  каждой системы платежных карт.

Основным и практически  единственным нормативным актом, определяющим правовой режим банковских карт и  порядок совершения операций с их использованием, является Положение  Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П  «Об эмиссии банковских карт и  об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее - Положение  № 266-П), вступившее в силу с 10 апреля 2005 г. Оно сменило аналогичный  документ от 9 апреля 1998 г. № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

«Банковская карта представляет собой расчетно-кассовый инструмент для безналичных расчетов и для  получения наличных денежных средств, находящихся у эмитента». Пыхтин С.В. Расчеты с использованием банковских карт // Закон. - 2006. - № 1. - С. 25. До 1 января 2004 г. НК РФ (абз. восьмой ст. 346.27 НК РФ до внесения в него изменений Федеральным  законом от июля 2003 г. № 117-ФЗ)

На российском рынке представлены следующие виды платежных карт: расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты.

Расчетные (дебетовые) карты. Наибольшую долю составляют расчетные (дебетовые) карты (на конец 2009 г. – 91,6%), их развитие обусловлено в первую очередь широким распространением «зарплатных» проектов

Кредитные карты. Кредитные карты стали активно распространяться преимущественно в связи с банковскими программами потребительского кредитования. Их доля в общем числе эмитированных карт на конец 2009 г. составляла 6,8%.

Предоплаченные  карты. Доля предоплаченных карт в структуре российского рынка платежных карт остается незначительной (1,6%). Данный вид карт призван в первую очередь обеспечивать потребности населения по оплате товаров и повседневных услуг (услуг мобильной связи, коммунальных платежей и т.д.) на небольшие суммы посредством сети Интернет и мобильных телефонов.

 

 

 

Глава 3. Значимость осуществления и перспективы развития безналичных расчетов населения

Значимость развития осуществления  безналичных расчетов физическими лицами заключается в следующем:

1. Банки получат дополнительные  денежные средства, аккумулированные  в ссудный фонд, который в последующем  направляется на выдачу кредитов  клиентам.

2. Кредитные организации  получат дополнительный доход  от открытия и ведения текущих  счетов клиентов, выпуска и обслуживания платежных карт.

3. Безналичные деньги  позволят уменьшить государству  издержки на изготовление бумажных  денег, их инкассацию, изъятие,  замену. Денежные знаки не являются  долговечными, поскольку, во-первых, это бумажные деньги, которые  при частом обращении в наличной  форме теряют свой вид. Во-вторых, государству регулярно приходится  обновлять систему защиты денежных  знаков, так как методика и  техника подделки денежных знаков  прогрессирует параллельно. Все  это влечет постоянные существенные  затраты со стороны государства,  т.е. бюджетные средства направляются  на поддержание наличного денежного  обращения.

4. Безналичные расчеты  позволят государству посредством  кредитных организаций прослеживать  возникновение денег и их перемещение.  Это приведет к лучшему контролю  за поступлением налогов в  бюджет и получению более достоверной  информацию об уровне жизни,  что даст возможность более  точно координировать государственную  политику. 
Для того чтобы увеличить использование безналичных расчетов физическими лицами, необходимо предпринять ряд мер как со стороны государства, так и со стороны самих банков. 
В основном банки открываются в крупных городах, в регионах говорить о массовой доступности банковских услуг не приходится, поскольку в небольших городах, как правило, функционирует один банкомат, магазинов, в которых возможно оплатить товары безналичным платежом, практически нет. Необходимо развивать территориальное представительство кредитных организаций в регионах. К примеру, Ассоциацией российских банков было предложено создание института "локальных" банков. Для этого потребовалось бы внесение изменения в действующее законодательство в части возможности создания региональных банков с меньшим размером уставного капитала, чем предусмотрено в законе, которые осуществляли бы банковские операции исключительно на территории определенного субъекта РФ. 
В настоящее время большинство работодателей перечисляют заработную плату на текущие счета работников, однако физические лица стараются снимать их со своих текущих счетов в связи с риском неполучения денежных средств в случае отзыва лицензии у кредитной организации. Эффективным механизмом для стимулирования использования текущих счетов физическими лицами может стать страхование риска неполучения физическими лицами денежных средств со своих текущих счетов. Наглядным примером эффективности работы механизма страхования является принятие и введение в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 2003. N 52(ч.I).Ст.5029.)

В настоящее время на законодательном  уровне обсуждается законопроект о  национальной платежной системе, который  должен восполнить ряд пробелов, создать  предпосылки для стимулирования развития осуществления безналичных  расчетов физическими лицами. 
Таким образом, для государства в целом имеет существенное значение создание эффективной правовой базы не только регулирования порядка осуществления безналичных расчетов физическими лицами, но и защиты интересов физических лиц и создание условий для использования форм безналичных расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безналичные расчеты приобретают  особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку  позволяют заметно увеличить  эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты  на банковские операции. Дело в том, что безналичные расчеты выполняются  банками посредством перечислений по счетам, используемых для замещения  наличных денег. Эти расчеты включают выплату через учреждения банка зарплаты рабочим и служащим, выдачу чеков за счет сумм вкладов, перевод вкладов, перечисление на счета по вкладам в уплату за квартиру, коммунальные услуги и т.д.

В первой главе были рассмотрены общие вопросы организации безналичных расчетов в Российской Федерации, раскрыты основные платежные системы. Определены основные понятия и принципы организации безналичных расчетов. Так же была рассмотрена нормативно-правовая основа безналичных расчетов.

Безналичные расчеты в  РФ осуществляются через платежную  систему Банка России и частные платежные системы. Банк России разработал стратегию развития платежной системы страны. Мероприятия по ее реализации изложены в главе 3 данной работы.

 На сегодняшний день около 80 % платежей приходится на безналичный денежный оборот. Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Выделяют несколько основных принципов организации безналичных расчетов:

-правовой режим осуществления  расчетов и платежей;

-осуществление расчетов  преимущественно по банковским  счетам;

Информация о работе Безналичные расчеты