Бизнес-план и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Правила такого выбора довольно универсальны, идет ли речь о маленьком семейном предприятии или гигантской фирме с десятками тысяч занятых. Конечно, изучить эти правила детально в рамках данной работы невозможно, но составить о них общее представление и понять, где могут подстерегать ошибки, - задача реальная. Для этого рассмотрим основные правила рациональной организации коммерческой деятельности через призму бизнес-плана, то есть познакомимся с правилами грамотной организации коммерческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
Глава І. Общие теоретические аспекты формирования бизнес-плана……….6
1.1 Цели и задачи бизнес-планирования……………………………………….6
1.2 Виды бизнес-планов и содержание основных разделов………………...12
1.3 Специфика составления бизнес-плана в России…………………..…......12
Глава ІІ. Разработка бизнес-плана……………………………………….…...25
2.1 Структура и содержание бизнес плана…………………………………..25
2.2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана…………………......37
Заключение………………………………………………………………...…..40
Список использованной литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая бизнес план готово.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Главная ценность бизнес-плана  заключается в самом процессе планирования. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым.

В условиях постоянно  меняющейся рыночной обстановки надо уметь предвидеть "случайный результат", имеющий вероятностный характер и свои причинно-следственные связи. Лучший план - это план, который "живет" и находится в непрерывном процессе совершенствования. Не стоит экономить время на планирование; его нужно сберегать, планируя бизнес.

Именно планирование бизнеса помогает предпринимателям реально оценить свои сильные  и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного и поможет обойти конкурентов.

Бизнес план проясняет  финансовые потребности, помогает проработать  все финансовые детали и оценить шансы на получение прибыли.

Бизнес-план позволяет  определить управленческие решения, обеспечивая  схему, которой необходимо следовать.

Он же служит инструментом коммуникаций, определяя соответствующую  ориентацию банкиров, инвесторов и  возможных партнёров.

Для разработки хорошего бизнес-плана необходимо:

· сосредоточиться на ключевых вопросах, иметь четкие цели и задачи и избегать излишней детализации;

· дать свою интерпретацию  фактам;

· открыто говорить о  рисках и способах их преодоления;

· уделить достаточное внимание оформлению бизнес-плана (хорошая бумага и достаточно четкий шрифт);

· правильно оформить титульный лист, приложения, графики  и т.п.

 

Проблемы современного бизнес-планирования:

1. Отсутствие единого  стандартного формата бизнес-плана  приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и разработчиком (заказчиком) данного «продукта».

2. Недостаток информационного  обеспечения, особенно того, что  касается внутренних финансовых  норм и нормативов.

3. Огромная проблема - гарантии будущих инвесторов.

4. Высокая стоимость  разработки бизнес-плана. Составление  бизнес-плана не «своими силами»,  а в консалтинговой фирме стоит  минимум 2000 долларов.

5. Отсутствие гарантий  в получении финансирования под  бизнес-план, даже если в основе  его лежит «классная» идея, а за ним стоит «великолепная шестерка» профессиональных менеджеров.

И все же история бизнес-планирования будет продолжаться. Это тот «инвариант»  рыночной экономики, без которой  она не мыслится. Если будет существовать бизнес, то будут рождаться и бизнес-планы. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды бизнес-планов  и содержание основных разделов

 

Бизнес-план - это официальный  документ, но чтобы его составить, нужно собрать обширную достоверную  информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес или его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида бизнес-плана.

Первый вид - официальный  бизнес-план - является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы и дает понятие об общей цели. В нем обычно содержатся три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Второй вид - рабочий  бизнес-план - представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица фирмы, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредотачивается рабочий информационный материал.

Этот документ позволяет:

· понять важность официального бизнес-плана;

· составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело;

· детально рассмотреть  все возможные варианты решения  возникающих проблем, чтобы быть готовыми преодолеть их в будущем  и избежать ошибок в официальном  бизнес-плане;

· заранее распознать и оценить два основных риска в бизнесе: внутренний, который нам полностью подконтролен, и внешний, то есть то, что вы не в состоянии изменить;

· тщательно контролировать состояние дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга;

· по мере необходимости  пользоваться им как справочником при  модернизации (корректировке) официального бизнес-плана.

Таким образом, рабочий  бизнес-план - это широкое пространство, поле для деловой игры, в ходе которой разрабатываются правила  тщательно продуманного официального бизнес-плана.

Информация в рабочем  бизнес-плане должна быть расположена  под теми же заголовками, что и  в официальном бизнес-плане, чтобы  было легко пользоваться документами, делать закладки по основным разделам.

Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным.

Рабочие материалы должны отражать информацию, которую по каким-то соображениям не хотят включать в  официальный бизнес-план: краткосрочные  и долгосрочные цели бизнеса; маркетинговая  стратегия; сведения о конкурентах; сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.6

В реальной жизни бизнес-планы  подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и  объекта планирования, конкретных целей  и задач.

Современная типология  содержит следующие виды бизнес-планов:

  • полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
  • концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
  • бизнес-план компании - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
  • бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
  • бизнес-план как заявка на кредит - для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;

 бизнес-план как  заявка на грант - для получения  средств из государственного  бюджета или общественных фондов  для решения острых социально-политических  проблем. 7

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по нашему мнению, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового  оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий  и служит:

· для выработки стратегии  выживания предприятия;

· составления плана проведения реорганизационных процедур;

· организации управления предприятием в условиях кризиса  или в его предвидении;

· обоснования необходимости  и возможности предоставления предприятию  государственной поддержки.

В рамках одной организации  может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.8

Бизнес-план - довольно сложный  документ, структура которого может быть представлена в виде следующей концептуальной схемы, разработанной на базе отечественных и зарубежных публикаций. Примерный макет бизнес-плана можно представить в следующем виде:

· Описание проекта (резюме);

· Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции;

· Анализ рынка и основных конкурентов;

· Планирование производства;

· План маркетинговой  деятельности;

· Организационный план;

· План по рискам;

· Финансовый план;

· Мероприятия по повышению  качества планирования. Описание проекта (резюме).

Описание проекта может  включать следующую информацию:

· цель и задачи бизнес-плана;

· описание предприятия, его специализацию и предысторию  развития предприятия;

· краткие сведения о  квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;

· преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и  в отрасли;

· ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;

· долгосрочную и краткосрочную  стратегии предприятия, возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

· описание ситуации на рынке  и в отрасли применительно  к исследуемому производству;

· потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемее источники финансирования, порядок возврата заемных средств;

· какие риски могут  ожидать предприятие и каков  их уровень;

· экономическое обоснование  и эффективность проекта.

Задача резюме - в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора.

 

Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции.

В данном разделе необходимо дать четкие ответы на вопросы:

· Какие потребности  призваны удовлетворять будущий продукт или услуга;

· Каковы отличительные  особенности будущих товаров (услуг), по которым потребители будут  отличать их от товаров конкурентов;

· Какими патентами или  авторскими свидетельствами защищены особенности будущего продукта или технологии.

 

Анализ рынка сбыта  и основных конкурентов.

 

В этом разделе бизнес-плана  следует уделить внимание следующим  вопросам: определению размеров (емкости) рынка; степени насыщенности рынка; тенденциям изменения емкости и  насыщенности рынка на ближайшую перспективу; выявлению наиболее перспективных рынков сбыта и причин их предпочтения; оценке основных конкурентов.

Планирование  производства.

В этом разделе бизнес-плана  определяется производственная программа  предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.

План маркетинговой  деятельности.

В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке.

В стратегии проникновения  на рынок предприятие описывает  последовательность своих действий по: проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.

Организационный план.

В этом разделе бизнес-плана  необходимо указать, с кем намечается организация дела и как планируется  наладить работу. При этом указывается: какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой понадобятся для ведения дел, условия найма - постоянно (по контракту), временно (совместители по договору). Также раскрывается организационно-правовая форма хозяйствования предприятия.

План по рискам.

Главное в этом разделе - вероятная оценка всех типов рисков, их источников и моментов их возникновения. В процессе своей деятельности хозяйствующий  субъект может столкнуться со следующими видами рисков:

1. Рыночный риск, возникающий  в результате ухудшения возможностей  получения сырья и различных  материалов; повышения их цен;  изменения требований потребителей; усиления конкуренции; изменения  цен и спроса на продукцию  фирмы; потерей позиций на рынке; негативно могут сказаться и неожиданные тенденции в развитии отрасли, трудности в получении банковского кредита, изменения общей экономической ситуации в стране, включая изменения системы налогообложения, валютного курса, повышения или непредвиденного снижения уровня инфляции, социальная нестабильность в стране. Это так называемые внешние риски;

2. К внутренним же  относятся:

- срывы планов работ  из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов и нарушения  сроков их поставки, невыполнения  заказчиками и подрядчиками своих обязательств (по объективным и субъективным причинам), ошибок в планировании работ, изменений в руководстве. К этой категории рисков можно отнести слабое управление в целом, перерасход средств из-за срывов планов работ, низкую квалификацию персонала, неправильное составление смет на строительные работы;

Информация о работе Бизнес-план и его виды