Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:03, курсовая работа
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Правила такого выбора довольно универсальны, идет ли речь о маленьком семейном предприятии или гигантской фирме с десятками тысяч занятых. Конечно, изучить эти правила детально в рамках данной работы невозможно, но составить о них общее представление и понять, где могут подстерегать ошибки, - задача реальная. Для этого рассмотрим основные правила рациональной организации коммерческой деятельности через призму бизнес-плана, то есть познакомимся с правилами грамотной организации коммерческой деятельности.
Введение………………………………………………………………….………3
Глава І. Общие теоретические аспекты формирования бизнес-плана……….6
1.1 Цели и задачи бизнес-планирования……………………………………….6
1.2 Виды бизнес-планов и содержание основных разделов………………...12
1.3 Специфика составления бизнес-плана в России…………………..…......12
Глава ІІ. Разработка бизнес-плана……………………………………….…...25
2.1 Структура и содержание бизнес плана…………………………………..25
2.2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана…………………......37
Заключение………………………………………………………………...…..40
Список использованной литературы…………………………………………43
- изменение технологии,
ухудшение качества
- прямой ущерб имуществу (транспортные катастрофы, оборудование, материалы, имущество подрядчиков, уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке, риск, связанные со стихийными бедствиями), косвенные потери, связанные с демонтажем и передислокацией поврежденного имущества, нарушение графика работ;
- финансовый риск.
Финансовый план
Этот раздел является результирующей частью бизнес-плана. Он содержит информацию о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а так же требования к инвестициям, причем последние в зависимости от назначения плана могут вноситься в отдельный раздел.
В целом в финансовом плане должны найти отражение:
· Объем продаж и общая прибыль;
· Процентное отношение доходов и расходов;
· Общий объем инвестиций;
· Использование собственных
и заемных средств, их источники
и сроки погашения задолженност
· Срок окупаемости вложений;
· Сроки начала выплаты дивидендов;
· Издержки производства и обращения.
Мероприятия по повышению качества планирования.
Исходя из изучения и оценки разработанного бизнес-плана, можно предусмотреть ряд мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге улучшение планируемых финансово-экономических результатов деятельности предприятия:
1. Повышение эффективности
организационного планирования. Эффективность
организационной структуры
2. Повышение эффективности планирования производства. Направлениями повышения эффективности производства могут быть:
· Сокращение технологического
брака за счет недопущения использования
некондиционного сырья и
· Поиск альтернативных
поставщиков сырья и
1.3 Специфика составления бизнес-плана в России
Бизнес-планирование – явление уже не новое в экономике России, многие понятия рыночной экономики уже в 1994 – 1995 вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций). С развитием рынка в России необходимость бизнес-планирования стала настолько очевидной, что уже в 2000-х годах их применение становится массовым явлением.
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в сегодняшней российской экономике являются:
· создание бизнес-линий, которые обеспечивают возможность получать определенные доходы, - поток доходов или серию денежных потоков;
· разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера для:
· эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами;
· подготовки к продаже приватизируемых предприятий;
· подготовки к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
· выкупа акций (паев) в закрытых компаниях, например, в обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах или пая в товариществах при выходе из состава товарищества одного из акционеров (учредителя, пайщика);
· обоснования варинтов санации предприятий-банкротов. 9
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
- меняющиеся экономические
отношения ставят
- появляется новое
поколение руководителей,
- российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Однако российские предприниматели
часто не имеют необходимой
Условия нарождающегося
рынка диктуют необходимость
использования общепринятой в других
странах практики продвижения
Федеральная служба государственной статистики предлагает следующие данные: в феврале 2008г. использовано 429,2 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 121,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-феврале 2008г. - 784,1 млрд.рублей и 120,2%.
К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. Федеральная служба государственной статистики.11
Деловое планирование в России имеет ряд особенностей:
Обращаясь в фирму, занимающуюся составлением бизнес-планов и созданием новых предприятий необходимо учитывать, что такого рода фирмы предлагают типовой вариант бизнес-плана, который подходит не для всех организационно-правовых форм предприятий.
· Многие стороны предпринимательской деятельности в России еще не урегулированы законодательно.
· В России на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов.
· Необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками.
· Требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как внешних, так и иностранных.
· Не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.
Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций (рассмотрим американские) на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее существенными представляются следующие аспекты.
Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме.
Как следствие многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».
Американский руководитель подвержен
столь сильному давлению конкуренции
и рыночных механизмов, что фактически
постоянно находится под
Различно в США и России отношение
к бухгалтерскому учету. В России
учет - это прежде всего средство
удовлетворить любопытство
Второй аспект - гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.
Третий аспект - отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чел если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.
Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кстати, иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.12
За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к написанию бизнес планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия.
Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в последнее время в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе.
Составляют бизнес-план обычно сотрудники данного предприятия при методической помощи и участии экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев целесообразно проводить экспертные опросы и социологические исследования (или использовать результаты таких исследований, проведенных другими организациями), касающиеся различных аспектов деятельности предприятия и состояния рынка.13
Глава ІІ. Разработка бизнес-плана
2.1. Структура и содержание бизнес плана
Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.
На структуру бизнес-плана влияет ряд факторов. В первую очередь это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также конъюнктуры рынка, на котором фирма работает.
Бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.
Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:
- сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;
- сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;
- анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;
- определение потребностей
и возможностей обеспечения
- расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;
- подготовку отчета
о прибылях и убытках, отчета
о движении денежных средств,
прогнозный баланс фирмы,
- определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;
- разработку организационной
структуры управления