Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа
Становление рыночных отношений приводит к «экономизации» деятельности местных органов власти и всего местного сообщества. Муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни, во все большей степени становятся реальными участниками экономического процесса, занимаются своим развитием. Целью местного развития ставится создание качественной муниципальной (городской) среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования бюджета муниципального образования 5
1.1 Муниципальная финансовая политика 5
1.2 Доходы бюджета муниципального образования 8
1.3 Муниципальная собственность 10
2. Анализ бюджета городского округа город Уфа 15
2.1 Бюджетное устройство городского округа город Уфа 15
2.2 Анализ состава, динамики доходов бюджета городского округа город Уфа 17
Заключение 25
Список литературы 26
Структура доходов бюджета
от использования и продажи
|
|
а) 2009 г. |
б) на 01.10.2010 г. |
Рис. 4.2. Структура доходов бюджета городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от использования и продажи
Существенное увеличение доли доходов от продажи имущества в общей структуре доходов обусловлено реализацией преимущественного права выкупа арендаторами муниципальных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъекта малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая в 2010 г. приобрела массовый характер ввиду улучшения финансового состояния (платежеспособности) хозяйствующих субъектов-арендаторов муниципального нежилого фонда. За 9 месяцев 2010 г. в рамках реализации преимущественного права выкупа (в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ) было заключено договоров купли продажи на 161 объект муниципального нежилого фонда общей площадью 30263,1 кв. м на общую сумму 1034177,0 тыс. рублей, из них 19 объектов общей площадью 5334,7 кв. м. оплачены без рассрочки платежа (сумма 170407 тыс. руб.).
За 9 месяцев 2010 г. сложилась следующая структура объектов нежилого фонда по видам пользования:
Вид пользования объектов нежилого фонда |
Общая площадь, кв. м. |
Удельный вес, % |
Аренда |
474671,67 |
18,2 |
Безвозмездное пользование (ссуда) |
404120,9 |
15,5 |
Оперативное управление |
1532514,76 |
58,6 |
Хозяйственное ведение |
194709,95 |
7,4 |
Доверительное управление |
7784,4 |
0,3 |
ИТОГО |
2613801,68 |
100 |
Для последних лет характерен процесс сокращения муниципальных унитарных предприятий. При этом в общем количестве МУПов процент действующих МУПов увеличивается: 80,0% – в 2009 г., 85,0% – в 2010 г., что свидетельствует о целенаправленной работе по повышению эффективности их деятельности. По состоянию на 01.10.2010 г. количество предприятий составило 67.
Что касается муниципальных учреждений, то здесь наблюдается тенденция по увеличению их общего количества на протяжении последних нескольких лет. По состоянию на 01.10.2010 г. количество МУ составило 632, из которых более 80,0% – это учреждения социальной сферы – образования и здравоохранения. В рамках общероссийской стратегии, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и увеличения видов услуг, оказываемых населению, в городе осуществляется реорганизация муниципальных учреждений в автономные. По итогам 9 месяцев 2010 г. их количество составило 63, что соответствует 9,8% общего количества муниципальных учреждений.
За 10 месяцев 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. положительная динамика отмечена по следующим видам доходов:
По доходам от сдачи в аренду имущества произошло уменьшение на 7,7 %, что обусловлено сокращением количества договоров аренды нежилых помещений за счет выбытия площадей в рамках приватизации, в том числе, за счет реализации преимущественного права выкупа.
Основная цель эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью заключается в достижении баланса интересов – извлечение максимального дохода в бюджет от использования активов муниципалитета, с одной стороны, и реализация социальных задач, стоящих перед городом, путем создания полноценной, благоприятной для населения инфраструктуры, с другой стороны. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Максимизация доходов
от передачи в пользование
юридическим и физическим
2. Развитие муниципально-частного партнерства на основе определения оптимальных для муниципалитета форм такого сотрудничества, исходя из имеющегося в распоряжении городского округа имущества. Реализация задачи позволит не только увеличить стоимость городских активов, доходов местного бюджета, но и будет способствовать созданию условий для развития конкуренции на рынке соответствующих услуг, обеспечению дополнительной поддержки предпринимательства в городе и условий для реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Бюджетная система и процесс подготовки бюджета Республика Башкортостан обладает устойчивой, централизованной и хорошо управляемой финансовой системой. Составление бюджета городского округа города Уфа Республики Башкортостан основывается на:
1. бюджетном послании Президента РФ;
2. прогнозе социально-экономического развития РБ;
3. основных принципах и расчетах по взаимоотношениям бюджета Республики Башкортостан и бюджета городского округа;
4. прогнозе социально-экономического развития городского округа;
5. прогнозе сводного финансового баланса городского округа;
6. плане развития муниципального сектора экономики городского округа.
С 2006 года формирование доходной части бюджета городского округа города Уфа осуществляется в соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2006 года. Бюджетным кодексом Российской Федерации определены нормативы зачисления в бюджеты городских округов налоговых доходов от;
1. местных налогов - земельного
и налога на имущество
2. федеральных налогов и налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами - налога на доходы физических лиц (30%);
3. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%);
4. единого сельскохозяйственного налога (60%) и государственной пошлины (100%).
В структуре бюджетной
системы субъектов федерации
выделяется новый уровень бюджетов
- бюджеты городских округов и
консолидированные бюджеты
В Уфе 7 муниципальных образований районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
1. Орджоникидзевский;
2. Калининский;
3. Октябрьский;
4. Ленинский;
5. Кировский;
6. Демский.
7. Советский
Как и во всех экономически
ведущих городах России, одним
из базовых принципов налогово-
Бюджетная политика городского округа город Уфа в 2011 году явилась продолжением проводившейся в предыдущие годы политики, направленной на обеспечение сбалансированного бюджета и создание эффективной бюджетной системы городского округа. Бюджет городского округа город Уфа готовится на каждый финансовый год, что соответствует календарному году. Бюджетный процесс в городском округе регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе город Уфа, законодательными актами республики и городского округа. [11]
Уфа в финансовом отношении является самодостаточным муниципальным образованием. Предприятиями и организациями города в 2009 г. во все уровни бюджетной системы перечислено 97,2 млрд руб., из которых только 8,1 % поступило в бюджет городского округа г. Уфа. Доля г. Уфы в доходах консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 2010 г. было запланирована на уровне 15,4 % (в 2006 г. – 2,7 %) при удельном весе ВМП города в ВРП Республики Башкортостан в 49,0% (2008 г.). Данные соотношения соответствуют установкам Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в части одной из главнейших составляющих миссии столичных городов – быть ресурсом развития прилегающих территорий (муниципальных образований) и республики в целом. (1)
По уровню бюджетной обеспеченности г. Уфа – столица Республики Башкортостан, занимает лидирующие позиции среди других городских округов республики.(1.1) По объему налоговых и неналоговых доходов в расчете на душу населения (в 2009 г. – 8,74 тыс. руб. на 1 жителя) г. Уфа занимает высшую позицию среди крупных и средних городов республики, в 1,2 раза превышая средние показатели городских округов Башкортостана (рис. 1.6 прил. 1).
По уровню доходов на душу
населения, рассчитанному с учетом
объемов безвозмездных
Доходная часть бюджета г. Уфа и ее изменения характеризуются следующими основными параметрами (табл. 4.5).
Ежегодные темпы роста доходов бюджета города за период 2006–2010 гг. имеют выраженную тенденцию к снижению со 143,0% в 2006 г. до 95,3% в конце периода. Тем не менее, по отношению к базовому 2006 г. общий рост бюджетных доходов в номинальном исчислении составит 1,7 раза, что, на первый взгляд, свидетельствует о позитивной динамике бюджетного процесса.
Таблица 4.5
Параметры доходной части бюджета г. Уфы в 2006–2010 гг.
Наименование |
2006 г. (отчет) |
2007 г. (отчет) |
2008 г. (отчет) |
2009 г. (отчет) |
2010 г. (оценка) |
Всего доходы, млн руб. |
8 114,8 |
11 413,0 |
12 766,4 |
14 373,1 |
13711,0 |
Темп роста доходов бюджета, % к предыдущему году |
143,0 |
140,6 |
111,9 |
112,6 |
95,3 |
Темп роста доходов бюджета, % к 2006 г. |
100,0 |
140,6 |
157,3 |
177,1 |
169,0 |
Индекс инфляции, % |
108,9 |
112,6 |
112,4 |
108,3 |
107,2 |
Темп роста реальных доходов бюджета, % к предыдущему году |
128,9 |
124,9 |
99,5 |
104,0 |
89,0 |
Темп роста реальных доходов бюджета, % к 2006 г. |
100,0 |
124,9 |
124,3 |
129,2 |
115,0 |
Однако в реальном исчислении (с корректировкой на уровень инфляции) базисный темп роста бюджетных доходов существенно ниже аналогичного показателя в номинальной оценке (в 2010 г. 115,0% против 169,0%). Соответственно, в реальном исчислении бюджетные доходы г. Уфы на 2010 г. запланированы в размере 9331,3 млн руб., то есть в объеме, приближающемся к уровню 2006 г. (8114,8 млн руб.) (рис. 1.7 прил. 1).