Бюджет городского округа город Уфа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночных отношений приводит к «экономизации» деятельности местных органов власти и всего местного сообщества. Муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни, во все большей степени становятся реальными участниками экономического процесса, занимаются своим развитием. Целью местного развития ставится создание качественной муниципальной (городской) среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формирования бюджета муниципального образования 5
1.1 Муниципальная финансовая политика 5
1.2 Доходы бюджета муниципального образования 8
1.3 Муниципальная собственность 10
2. Анализ бюджета городского округа город Уфа 15
2.1 Бюджетное устройство городского округа город Уфа 15
2.2 Анализ состава, динамики доходов бюджета городского округа город Уфа 17
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА финансы 2.docx

— 130.71 Кб (Скачать файл)

Следовательно, существующий прирост бюджетных доходов г. Уфы объясняется, в значительной степени, сложившейся структурой доходов  бюджета, обусловливая формирование ситуации, при которой бюджетные услуги предоставляются населению города в объемах, незначительно превосходящих  уровни предшествующих лет.

Структура доходной части  бюджета г. Уфы характеризуется значительным удельным весом безвозмездных поступлений, доля которых находится в диапазоне от 27,2% (2007 г.) до 44,6% (2009 г.) общего объема бюджетных доходов (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Структура доходов бюджета  г. Уфы в 2006–2010 гг., % к итогу

Наименование 

2006 г.

(отчет)

2007 г.

(отчет)

2008 г.

(отчет)

2009 г.

(отчет) 

2010 г.

(отчет)

Налоговые доходы

44,9

39,6

43,1

37,5

46,7

Неналоговые доходы

26,6

33,2

27,6

17,9

22,4

Безвозмездные поступления *

28,5

27,2

29,3

44,6

30,9

в т.ч. субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

17,5

15,1

15,5

16,3

19,4

Всего доходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


* Согласно п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2010 г.) в состав безвозмездных поступлений включаются безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления

Поскольку г. Уфа является самодостаточным муниципальным  образованием, бюджет городского округа не получает средства на выравнивание бюджетных доходов. Межбюджетные трансферты составляют сумму исполнения переданных полномочий и участия в реализации федеральных программ.

Столь значительная доля безвозмездных  поступлений в определенной степени  обусловлена жестко централизованной моделью бюджетной системы России, предусматривающей встречные потоки бюджетных средств на различных  уровнях управления. Данная модель слабо ориентирована на рост заинтересованности органов местного самоуправления в  расширении собственной доходной базы, в развитии конкуренции между  различными муниципальными образованиями  за различные виды ресурсов (трудовые, инвестиционные, финансовые и пр.), формировании локальных рынков общественных услуг  с высоким качеством и высокой  эффективностью их предоставления. В  результате реализации данной модели в бюджет г. Уфы в 2007–2010 гг. поступало  от 7,2% (2008 г.) до 8,2% от общей суммы  налоговых сборов с предприятий  и организаций, расположенных на территории г. Уфы (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Распределение налогов, собранных  на территории г. Уфы,

по уровням бюджетной  системы Российской Федерации, млрд руб.

 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

I полугодие 2010 г.

Предприятиями и организациями  города во все уровни бюджетной системы  перечислено налогов, млрд руб.

106,4

129,9

97,2

52,2

из них поступило:

       

в федеральный бюджет, %

62,8

59,9

50,4

57,1

в бюджет РБ, %

29,0

32,8

41,4

34,7

в бюджет города Уфы, %

8,2

7,2

8,1

8,2


 

В разрезе отдельных видов  налоговых сборов наиболее значимую долю в 2009 г. составляет федеральный налог на доходы физических лиц – 74,9% (налог на совокупный доход – 14,3%; налог на имущество – 6,7% (налог на имущество физических лиц – 29,2% и земельный налог – 70,8%); государственная пошлина – 3,8%; налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 0,3%). В результате на администрацию города «де-факто» возлагаются несвойственные ей функции контроля и содействия росту доходов физических лиц, реализация которых в условиях недостаточно развитого государственно-частного партнерства и низкой социальной ответственности бизнеса является достаточно сложной задачей (решение вопросов своевременной выплаты заработной платы и недопущения выплат заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Республики Башкортостан).

При этом доля налогов местного уровня незначительна. Это обусловлено  спецификой действующей в России модели федерализма, при которой  налоги, в меньшей степени зависящие от финансовых результатов деятельности предприятий (например, НДС), аккумулируются в бюджетах вышестоящих уровней. Данная модель ограничивает самостоятельность и стимулы местных администраций в формировании собственной доходной базы и обусловливает необходимость покрытия возникающего дефицита бюджета за счет инструментария муниципальных заимствований (табл. 4.8).

Таблица 4.8

Бюджет г. Уфы в 2006–2010 гг., млн руб.

Наименование 

2006 г.

(отчет)

2007 г.

(отчет)

2008 г.

(отчет)

2009 г.

(отчет) 

2010 г.

(отчет)

Налоговые и неналоговые  доходы

6694,9

8311,2

9020,5

7955,4

8209,0

Доходы

8114,8

11413,0

12766,4

14373,1

13711,0

Расходы

8144,7

11206,9

12997,2

14476,7

14058,0

(+) профицит, (-) дефицит

-29,8

206,1

-230,8

-103,6

-347,0

То же, в % к собственным доходам

0,45

2,47

2,5

1,30

4,2


В целом, в развитии муниципальных  финансов г. Уфы выявлены следующие  тенденции:

1. Рост бюджетных доходов  в темпах, опережающих темпы инфляции. За   2006–2010 гг. номинальный рост бюджетных доходов городского округа составил (169,0%) и носил инфляционный характер. В реальной оценке доходы бюджета сложились на уровне 115% (за 2006–2010 гг.). Среднегодовой темп роста реальных доходов бюджета за данный период – 3,6%.

2. Наличие в структуре доходной части бюджета города значительной доли безвозмездных поступлений. Их удельный вес в 2009 г. составил 44,6% общего объема бюджетных доходов города против 28,5% в 2006 г., что предполагает дополнительное рассмотрение проблемы сокращения «встречных» финансовых потоков и осуществление комплекса мероприятий, нацеленных на увеличение собственных доходов налогового и неналогового характера.

3. Увеличение размеров дефицита бюджета города. Объем бюджетного дефицита по оценке в 2010 г. запланирован на уровне 4,3% и составит 347 млн руб. от собственных доходов бюджета. Его динамика имеет выраженную тенденцию к росту, обусловленную кризисными явлениями в экономике (в 2006 г. размер дефицита бюджета составил 29,8 млн руб. или 0,45% к объему собственных бюджетных доходов).

4. Несоответствие уровня и темпов роста расходных параметров бюджета города характеристикам его доходной части. В 2006–2010 гг. расходные параметры бюджета г. Уфы планировались и исполнялись с более высокими объемами и темпами роста по сравнению с доходными показателями. Среднегодовой темп прироста номинальных расходов бюджета за 2006–2010 гг. составил 14,0% при росте его доходной части в 14,1%.

5. Консервативность функциональной и экономической структуры расходной части бюджета. Реализация требования проведения «ответственной и консервативной бюджетной политики» предполагает жесткое ограничение неэффективных расходов бюджета. Проведение такой политики должно найти свое отражение в изменении как экономической, так и функциональной структурах бюджета. Тем не менее, структура бюджетных расходов в рассматриваемый период (2006–2010 гг.) характеризуется относительной стабильностью.

Цель и задачи: рост уровня бюджетной обеспеченности (в части  собственных налоговых и неналоговых  доходов) и повышение эффективности  бюджетного процесса и сферы общественных финансов города.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1. Осуществление эффективной  бюджетной политики за счет:

  • совершенствования процедуры бюджетного планирования на основе системы формализованных критериев и параметров прогноза экономического развития г. Уфы, а также формирования долгосрочного (на срок не менее 3–5 лет) бюджетного прогноза (бюджетной стратегии) в координации с прогнозом социально-экономического развития города;
  • поддержки инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики города;
  • осуществления софинансирования реализуемых предприятиями совместно с городом инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства.

2. Повышение доходного  потенциала бюджета города за счет:

  • осуществления системы мероприятий по увеличению доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности муниципальных казенных учреждений г. Уфы;
  • совершенствования контроля за эффективным использованием муниципальной собственности.

3. Реализации принципов  бюджетирования, ориентированного на результат путем:

  • совершенствования инструментария формирования долгосрочных целевых программ как основного инструмента повышения результативности и эффективности бюджетных расходов и комплекса мероприятий по поэтапному переходу к формированию программной структуры бюджетных расходов;
  • разработки и реализации городской концепции результативного бюджетирования как составной части Концепции развития результативного бюджетирования в Республике Башкортостан на период до 2014 г.;
  • перевода всего объема муниципального заказа на электронные торги;
  • повышение качества муниципальных услуг.

 

Заключение

 

Рассмотренная в данной работе тема является очень актуальной. В  теоретической части рассмотрены  доходы бюджетов. В муниципальном  образовании всегда есть муниципальная  собственность, муниципальный бюджет это экономическая основа муниципального образования.

В муниципальные бюджеты  полностью поступают доходы от использования  муниципального имущества, доходы бюджетных  учреждений и организаций, находящихся  в ведении муниципалитета, прибыль  муниципальных унитарных предприятий, доходы от продажи муниципального имущества. В местные бюджеты поступают  также ассигнования на финансирование отдельных мероприятий, осуществление  государственных полномочий, на финансирование расходов, связанных с реализацией  федеральных или региональных законов, на финансирование дополнительных расходов, связанных с выполнением отдельных  решений государственной власти. В общем система формирования и источники поступления средств у местных бюджетов такие же как у бюджетов субъектов РФ.

Бюджет городского округа город Уфа готовится на каждый финансовый год, что соответствует  календарному году. Бюджетный процесс  в городском округе регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе город Уфа, законодательными актами республики и  городского округа.

Башкортостан на протяжении последних лет является донором  федерального бюджета, а также обеспечивает максимально возможное исполнение планируемых налоговых доходов федерального бюджета на всей территории. В свою очередь Уфа является основным донором бюджета Республики Башкортостан, за 2005 год на территории города собрано 69 процентов доходной части бюджета республики и соответственно город обеспечивает в республике самое значительное исполнение планируемых налоговых доходов федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.

Информация о работе Бюджет городского округа город Уфа