Бюджет и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение бюджета, бюджета субъекта на примере Оренбургской области, проанализировать и выявить основные проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: исследовать основные черты и принципы бюджетной системы в условиях рыночных отношений, разобраться в источниках формирования, проанализировать доходы и расходы за последние 3 года, а так же рассмотреть историю развития БС РФ.

Файлы: 1 файл

сам курсовик.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

В ходе налоговой реформы  был введен принципиально новый  метод формирования доходов территориальных  бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

                                                      1928/29 г    1938 г      1946 г       1965 г      1988


Государственный бюджет СССР (расходы)

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе союзный  бюджет

60,7%

72,2%

79,5%

42,5%

56,9%

Бюджеты союзных республик

39,3%

27,8%

20,5%

57,5%

43,1%

из них бюджеты АССР и местные бюджеты

26,5%

21,5%

13,9%

20,8%

15,9%


 

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для  исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают  налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых  налогов в %:

  • налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;
  • налог на добавленную стоимость - 100 %;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
  • акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
  • акцизы на табачную продукцию - 100 %;
  • акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
  • акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
  • водный налог - 100 %;
  • единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;
  • государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.
  • Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:
  • доходы от использования государственного имущества и платных  услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;
  • прочие лицензионные сборы - 100 %;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;
  • плата за пользование водными объектами - 100 %;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;
  • консульские сборы - 100 %;
  • патентные пошлины - 100 %;

Динамика доходов  Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млн. рублей)

Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.

 

 

В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.

Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации  федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Впервые с 2005 г. в Бюджетном  кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:

  • налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;
  • налог на доходы физических лиц - 70 %;
  • налог на наследование или дарение - 100 %;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
  • акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;

 

 

  • акцизы на автомобильный бензин - 60 %;
  • акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;
  • акцизы на пиво - 100 %;
  • налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;
  • сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;
  • единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;
  • единый сельскохозяйственный налог - 30 %;
  • Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;
  • платежи за пользование лесным фондом - 100 %.
  • Анализ динамики и структуры доходов позволяет сделать следующие выводы:
  • за последние пять лет доля налоговых поступлений  в среднем составляет 52%. Из них основные платежи приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;
  • доля неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного бюджета;
  • суммы безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в среднем составляют 33 %;

 

  • доходы от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего 2 % от общей суммы доходов бюджета.

Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

До разграничения  государственной собственности  на землю в местный бюджет в  полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся  в государственной собственности  земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

Состав налоговых  и неналоговых доходов, которые  зачисляются в местные бюджеты, определен в ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса:

  • собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов;
  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, передаваемые местным бюджетам (ст. 52, 58, 63 Бюджетного кодекса).

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и  формируются в соответствии со ст. 41 - 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров;
  • государственных займов в виде ценных бумаг;
  • договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
  • Долговые обязательства Российской Федерации по срокам погашения подразделяются:
  • краткосрочные - до одного года;

 

  •  среднесрочные - свыше одного года до пяти лет;
  • долгосрочные - свыше пяти лет до 30 лет.

Долговые обязательства  субъекта Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный  долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10 лет и могут существовать в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договора;
  • займы в виде муниципальных ценных бумаг;
  • договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
  • договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также  для погашения государственных  долговых обязательств Российской Федерации.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования  используются для покрытия дефицитов  соответствующих бюджетов, а также  для финансирования расходов соответствующих  бюджетов в пределах расходов на погашение  государственных и муниципальных долговых обязательств.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система