Бюджет и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение бюджета, бюджета субъекта на примере Оренбургской области, проанализировать и выявить основные проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: исследовать основные черты и принципы бюджетной системы в условиях рыночных отношений, разобраться в источниках формирования, проанализировать доходы и расходы за последние 3 года, а так же рассмотреть историю развития БС РФ.

Файлы: 1 файл

сам курсовик.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Место  и роль бюджетов субъектов  РФ в бюджетной   

системе

 

2.1 Анализ  дохода бюджета Оренбургской  области за 2007-2009

 

 

В 2008 году поступление  налогов и неналоговых платежей в бюджет Оренбургской области обеспечено в размере 36,5 млрд. рублей, что на 6,5 млрд. рублей или 21,5% выше поступлений 2007 года. Установленный на 2008 год план доходов областного бюджета выполнен на 104,9%, дополнительно поступило 1,6 млрд. рублей. Анализа налоговых поступлений и отчетности УФНС России по Оренбургской области. 
Поступления в областной бюджет составили 29,3% от общего объема налоговых платежей в бюджетную систему страны и 77,1% от поступлений в консолидированный бюджет Оренбургской области. Специалисты отмечают, что основная часть доходов областного бюджета сформирована за счет поступлений пяти видов налогов: налога на прибыль организаций (48,2%), налога на доходы физических лиц (24,4%), налога на имущество организаций (9,2%), налога на добычу полезных ископаемых (10%) и акцизов (4,4%). В совокупности перечисленные налоги обеспечили 35,1 млрд. рублей или 96,2% от общего объема поступлений в областной бюджет.

"Наибольшее  увеличение поступлений произошло  по налогу на прибыль организаций  - на 2,7 млрд. рублей или на 18,3%. Это связано с ростом в январе-ноябре 2008 года сальдированного финансового результата организаций на 2,9%. При этом, по отрасли добыча полезных ископаемых прибыль увеличилась в 1,1 раза, обрабатывающие производства - снизилась в 1,2 раза", - отмечают в УФНС России по Оренбургской области. 
Налога на доходы физических лиц поступило больше на 2,2 млрд. рублей в результате роста среднемесячной начисленной заработной платы в январе-декабре 2008 года к 2007 году на 27%, а также проводимой работы по легализации налоговой базы. Рост поступлений налога на добычу полезных ископаемых (в 1,5 раза или на 1,2 млрд. рублей) налоговики связывают с сохранявшимся в 2008 году ростом среднего уровня цен на нефть сорта "Юралс".

«В условиях финансовой нестабильности в стране, вызванной мировым кризисом, формирование регионального бюджета и разработка нормативных правовых актов в сфере бюджетной, налоговой и финансовой политики должно быть четким, продуманным, взвешенным и с учетом анализа реализованного опыта».

В течение 2009 года Комитетом было рассмотрено и рекомендовано к утверждению Законодательного Собрания области шесть Законов Оренбургской области «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Проводимая работа по текущему контролю за исполнением бюджета дала результаты. Несмотря на сложные экономические условия за 2009 год, областной бюджет исполнен по доходам в сумме 49,8 млрд. рублей или 106,6% плановых значений, в том числе налоговые и неналоговые доходы (без учета средств федерального бюджета) в сумме 33,0 млрд. рублей или 111,5 %, общая сумма поступлений составила 33,2 млрд. рублей, что на 3,6 млрд. рублей выше бюджетных назначений.

По сравнению с 2008 годом  собственные доходы областного бюджета за 2009 год сократились на 13,3 % или на 5,1 млрд. рублей, что значительно ниже среднероссийских показателей.

При утвержденном объеме расходов областного бюджета на 2009 год 51499 119 тыс. рублей исполнение составило 49 636 144 тыс. рублей, или 96,4 процента. Бюджет остается социально ориентированным. Несмотря на кризисные явления в экономики области в 2009 году удалось увеличить фонд оплаты труда работников бюджетной сферы на 15%, минимальный размер оплаты труда с 2 500 рублей до 4 330 рублей, дотацию на питание учащихся, расходы на приобретение школьной формы учащимся малообеспеченных семей, размер денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой, и др. выплаты.

Значительные объемы средств были выделены на капитальный  ремонт общеобразовательных учреждений, приобретение медицинского оборудования.

Основополагающим законом  Оренбургской области в сфере  финансов является Закон Оренбургской области «О бюджетном процессе в  Оренбургской области». Данный Закон  направлен на урегулирование полномочий всех участников бюджетного процесса в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета. 
Новациями принятого в 2009 году Закона является утверждение в нем этапов составления бюджета, создание бюджетной комиссии для всестороннего изучения материалов к бюджету, процедуры публичных слушаний по бюджету, а также закрепление нормы о размещении ежемесячных отчетов об исполнении областного и местных бюджетов на официальном сайте Правительства области, что позволит каждому налогоплательщику получить полную информацию о расходовании уплаченных им налогов и сборов. Кроме того, законодательно закреплена норма об обязательном утверждении областного бюджета на трехлетний период.

1 октября 2009 года Губернатором  области был внесен проект  закона области «О бюджете Оренбургской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

Предварительное рассмотрение материалов к проекту закона осуществлялось уже с августа 2009 года. Комитетом 12 августа 2009 года были направлены в  Правительство области предложения по формированию областного бюджета на 2010 год и плановый период, а также предложения по формированию методики составления областного бюджета.

Понимание реальной экономической  ситуации в муниципальных образованиях области дало возможность Комитету проанализировать налогооблагаемую базу территорий, ее экономическую обоснованность, перспективы роста и послужило фундаментом при распределении межбюджетных трансфертов.

В 2009 году документооборот  Комитета составил 3 285 документов, из них  входящих – 1 760, исходящих – 1525. Существенное место в работе Комитета занимала подготовка заключений по проектам федеральных законов, направляемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также вносимых в порядке законодательной инициативы субъектами Российской Федерации. Комитетом было подготовлено 148 заключения по представленным в Законодательное Собрание области проектам федеральных законов, поступившим из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по профилю Комитета. Комитетом рассматривались обращения субъектов Российской Федерации, письма органов исполнительной власти, Правительства области, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц. Всего в 2009 году Комитетом было проведено 30 заседаний, рассмотрен 371 вопрос.

 

2.2 Структура  и динамика расходов бюджета  Оренбургской 

области за 2007-2009

 

Для обоснования расходов относимых на финансирование из бюджетов субъектов РФ необходимо проанализировать динамику и структуру доходов  бюджетов данного уровня, рассмотрим анализ на примере Оренбургской области.

Проанализируем расходы  областного бюджета за 2007-2009 гг.

Анализируя расходы  областного бюджета растут за исследуемый  период на 20% в 2007 году, на 55% в 2008 году, и  незначительно увеличиваются в 2009году по сравнению с уровнем 2008 года.

Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета  занимают расходы на социальные нужды, в 2008 году- порядка 40,6%, что обеспечивает 19,7% роста по сравнению с 2007 годом.

Среди расходов на социальную сферу весьма значительны расходы на здравоохранение и спорт – порядка 22% от суммы расходов бюджета в целом, также расходы на социальную политику - 13,7%.

Расходы на образование  составляют всего 3% от суммы расходов бюджета.

Расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней составляют 29%, при этом рост обосновывается выделением средств местным бюджетам, а также субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования.

Расходы на реальный сектор экономики сокращаются с 28% до 20,9%, что связано со значительным снижением расходов на дорожное хозяйство, а также на промышленность, энергетику и строительство. Расходы на сельское хозяйство и рыболовство чуть менее 3% в расходах бюджета области, и сокращаются в структуре расходов.

Порядка 5% занимают расходы на правоохранительную деятельность, а именно на содержание органов внутренних дел.

Рост расходов области  обосновывается увеличением сумм выделяемых на содержание работников бюджетной  сферы (заработная плата), на развитие социальной сферы, а именно увеличение выделения средств на здравоохранение, образование, культуру с целью повышения качества оказываемых услуг.

Анализируя структуру  расходов бюджета области, наибольший удельный вес занимают межбюджетные трансферты – 41,6%, на втором месте находятся расходы на финансирование социальной сферы – среди которых выделяется здравоохранение, а также социальная политика на поддержку социальных вопросов области.

Что касается расходов на национальную экономику, то расходы  увеличиваются незначительно в 2007 году, и в 2008 году падают до уровня в 18%. Наибольшее значение уделяется вопросам транспорта, а также вопросам сельского хозяйства и рыболовства.

Начиная с 2005 года, в структуре  расходов консолидированного бюджета  Оренбургской области произошли  существенные изменения, в целом типичные для всех регионов: сократилась доля расходов на экономику. Наиболее значимыми расходами консолидированного бюджета Оренбургской области являются образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство.

Расходы бюджета муниципального района  выросли на 10,6% в 2009 году, тогда как наибольший рост пришелся на 2085 год по сравнению с 2007 годом.

Наблюдается увеличение расходов бюджета города с 2641 млн. руб. до 4522,8 млн. руб., т.е. в 1,7 раза.

Начиная с 2004 года, в структуре расходов бюджета Оренбургской области произошли существенные изменения, в целом типичные для всех регионов: сократилась доля расходов на экономику: удельный вес расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общей структуре расходов сократился с 1,32% в 2007 г. до 0,20 % в 2009 г.; также расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику.

Наибольший удельный вес в расходах города Оренбурга  занимают расходы на социальную сферу - более 50%, что означает социальную направленность бюджета муниципального района.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета Оренбургской области в период с 2007 по 2009 г.г. приходится на образование (около 34 %). Значимыми расходами являются также жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. При этом наблюдается существенное увеличение доли расходов на социальную политику.

Доля расходов бюджета  на ЖКХ, напротив сократилась, с 24,38 % до 11,7 %. Удельный вес расходов на здравоохранение также сократился с 13,5 % в 2007 г. до 11,2 % в 2009 г.

В структуре бюджетных  расходов наибольшую часть составляет заработная плата работников бюджетной  сферы Оренбурга. По данным 2007 г. это 42,8 процент от общей суммы расходов бюджета.

В 2007 году на благоустройство  г. Оренбурга было запланировано направить 123,4 миллиона рублей и 75 миллионов — на развитие муниципального транспорта. Почти одна пятая расходной части бюджета будет отдана на совершенствование медицинского обслуживания населения, а каждый четвертый рубль — на нужды образовательных учреждений.

 

2.3 Особенности  межбюджетных отношений в РФ

 

В бюджетной  системе Российской Федерации взаимодействуют  различные субъекты межбюджетных отношений.

Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. В наиболее общем, агрегированном виде под бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает совокупность отношений между различными уровнями бюджетной системы, самостоятельно функционирующей на основе закрепленных Конституцией страны бюджетных прав и полномочий.

Совокупность  компонентов, взаимодействующих в  процессе осуществления полномочия, закрепленных в Конституции РФ, образует систему бюджетного федерализма.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система Российской Федерации состоит  из следующих уровней:

    • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местных бюджетов;
    • бюджетов поселений (краёв, областей).

Все бюджеты, входящие в  бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений, которые в настоящее время являются главной проблемой не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями.

Учитывая теоретические  аспекты межбюджетных отношений, на наш взгляд, их можно определить как совокупность взаимодействий органов государственной власти Российской Федерации, с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов, обеспечивающих проведение соответствующими органами власти и управления эффективной распределительной и перераспределительной экономической политики.

Данное определение  межбюджетных отношений, отражая их взаимосвязи с организацией государственного управления и достижением целей  экономической политики государства, позволяет охарактеризовать их как  составную часть механизма государственной финансовой политики.

Анализ развития межбюджетных отношений в Российской Федерации  представлен на основе соотношения  выравнивающей и стимулирующей  их функций, с учетом перераспределительной  и структурной государственной  финансовой поддержки регионального  развития, а также с точки зрения обобщения проблем и противоречий, которые обозначились в процессе реализации современного этапа реформирования межбюджетных отношений.

Современному этапу  развития межбюджетных отношений в  Российской Федерации свойственен  ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

Во-первых, «рамочное» закрепление  формальных признаков бюджетно-налоговой  автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов, формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система