Бюджет и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение бюджета, бюджета субъекта на примере Оренбургской области, проанализировать и выявить основные проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: исследовать основные черты и принципы бюджетной системы в условиях рыночных отношений, разобраться в источниках формирования, проанализировать доходы и расходы за последние 3 года, а так же рассмотреть историю развития БС РФ.

Файлы: 1 файл

сам курсовик.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.

В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие «межбюджетные трансферты» определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие «иных безвозмездных и безвозвратных перечислений». К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

Сейчас поднимается  проблематика «мягких» бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, – становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

Проблемы формализации распределения финансовой помощи проявляются  и в построении унифицированных межбюджетных отношений на региональном уровне, что связано с особенностями организации межбюджетного регулирования в ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.

В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на «дополнительных» и «жестких» бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.

 

 

 

 

3 Проблемы межбюджетных отношений

 

Все бюджеты, входящие в  бюджетную систему страны, взаимодействуют  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с  формированием  и исполнением  соответствующих  бюджетов.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с  формированием  и исполнением  соответствующих  бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности  регионов, поощрение их собственных  усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена  прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными пара- метрами при этом должны стать:

  • доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;
  • доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;
  • наличие административного контроля цен;
  • наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
  • предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение  «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального  функционирования межбюджетных отношений  является финансовый контроль со стороны  федерального центра за правильным и  целесообразным расходованием средств  региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения  бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

Логическим развитием  вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения  могли бы быть дополнительными основаниями для получения  очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

Большое значение для  модернизации межбюджетных отношений  имеет изменение предмета государственной  финансовой поддержки. Им должно стать  не расплывчатое «социально-экономическое  развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

 

 

Заключение

 

 

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Основными задачами по-прежнему являются:

  1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
  2. Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
  3. Создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами.
    1. Содействие субъектам Российской Федерации в реализации реформы местного самоуправления.
    1. Оказание методологической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности и качества управления региональными и муниципальными финансами.
    2. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.

Важные шаги в направлении  совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово – кредитной сферах. Создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ – которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Годин, А.М., Макисмова, Н.С., Подпорина, И.В. Бюджетная система Российской Федерации/А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина. – М.: Дашков и Ко, 2003.
  2. Горский, К. В. Некоторые параметры налоговой реформы/К. В. Горский// Финансы. -2004. - №2.- С. 22-28
  3. Гринкевич,   Л.   С.   Проблемы   и   перспективы   современного   этапа реформирования Российской налоговой системы/Л. С. Гринкевич //Финансы и кредит.-  2005г.- №32. - С. 69-82
  4. Динес, И. Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются/И. Ю. Динес//         Финансы. -2004.-№1.- С.32-36
  5. Косолапов, А. И. Налоги и налогообложение/А. И. Карпов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 396с.
  6. Колесов, А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования/А. С. Колесов // Финансы.- 2002.- №2.
  7. Качур, О. В. Некоторые аспекты налоговой политики/О. В. Качур// Экономический анализ.- 2006. - №2.- С. 28-34
  8. Лескин, В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ/В. Лескин, А. Швецов // Вопросы экономики, 2005. - №3. – с.18-38.
  9. Маев, В. Экономическая политика России: в начале новой фазы/В. Маев // Вопросы экономики, 2005. - №3. – с.4-23.
  10. Мы<span c

Информация о работе Бюджет и бюджетная система