Бюджет и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетная система дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на приоритетных участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Цель данной работы является: рассмотрение теоретической основы бюджета и бюджетного устройства.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Бюджет и бюджетное устройство РФ …………………………………...………4
Заключение…………………………..…………….………………..……..…….14
Список литературы………………………………………………….………..…15

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит, Бюджет и бюджетное устройство.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»

Тема: Бюджет и бюджетное устройство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012 
Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Бюджет и  бюджетное устройство РФ …………………………………...………4

Заключение…………………………..…………….………………..……..…….14

Список литературы………………………………………………….………..…15

Введ​ение.

Актуальность  темы:

  1. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
  2. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетная система дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на приоритетных участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Цель данной работы является: рассмотрение теоретической  основы бюджета и бюджетного устройства.

 

 

 

 

 

Бюджет  и бюджетное устройство РФ.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное  государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный  бюджет находится в ведении РФ. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях  государственной и территориальной  власти проявляется распределительная функция бюджета.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования  доходов бюджета происходит изъятие  части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с  налогоплательщиками.

Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической  деятельности государства или при  перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы  бюджета носят безвозвратный  характер.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования (накопления) финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и  бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

б) составления  и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Каждый субъект  Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Бюджеты, действующие  на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов;

д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Бюджетная классификация  доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов  бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство