Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс 4
Глава 2. Бюджетный процесс 6
2.1 Участниками бюджетного процесса являются 6
2.2 Основные задачи бюджетного процесса: 6
2.3 Бюджетная классификация 7
Глава 3. Стадии бюджетного процесса 12
3.1 I этап бюджетного процесса 12
3.2 II этап бюджетного процесса. 14
3.3 III этап. 20
3.4 IV этап 23
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Финансы.Бюджет.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс 4

Глава 2. Бюджетный процесс 6

2.1 Участниками бюджетного процесса являются 6

2.2 Основные задачи бюджетного процесса: 6

2.3 Бюджетная классификация 7

Глава 3. Стадии бюджетного процесса 12

3.1 I этап бюджетного процесса 12

3.2 II этап бюджетного процесса. 14

3.3 III этап. 20

3.4 IV этап 23

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный процесс.

Глава 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Его  экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его  нормативно-правовую базу и организационную  основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов  бюджетного планирования выделяют, в  частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и другие.

Бюджетный процесс -  это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

  1. составление проектов бюджетов;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
  3. исполнение бюджетов;
  4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный  процесс России, являлся Закон  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР»   от  10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ, содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные  органы региональных и местных представительных органов).

Глава 2. Бюджетный процесс

2.1 Участниками бюджетного  процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

2.2 Основные задачи бюджетного  процесса:

  • выявление материальных и  финансовых резервов государства;
  • максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
  • максимально точный расчет расходов бюджетов;
  • обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  • согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

Деятельность  государства от начала составления  государственного бюджета до утверждения  отчета об его исполнении длится около  трех лет, этот срок называется  бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета  охватывает период с начала составления (за 10 месяцев до начала финансового  года) до его утверждения (15 декабря  текущего года). Стадия исполнения бюджета  длится в течение финансового (бюджетного) года. Отчетная стадия об исполнении бюджета  охватывает период составления правительством отчета и рассмотрения его в законодательном  органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная  палата проводит проверку отчета и  готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев; Государственная Дума рассматривает  отчет в срок 1,5 месяца после представления  Счетной палатой заключения по нему.

Бюджет действует  в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год  на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит.

2.3 Бюджетная классификация

Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  по своим показателям очень разнообразны. При составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов необходимо сопоставить эти показатели. Для данной цели проводится их систематизация по однородным признакам с помощью бюджетной классификации. Бюджетная классификация утверждается соответствующим нормативным актом, приобретая при этом определенную юридическую силу. Первоначально бюджетная классификация утверждалась приказами Министерства финансов. Впервые она приобрела высшую юридическую силу с принятием Федерального закона от 15 августа1996 г. «О бюджетной классификации Российской федерации». В названном Законе определение бюджетной классификации определялось как группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

В состав бюджетной  классификации включены:

1) классификация  доходов бюджетов;

2) классификация  расходов бюджетов;

3) классификация  источников финансирования дефицитов  бюджетов;

4) классификация  операций публично-правовых образований  (операций сектора государственного  управления).

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают  в распоряжение органов власти.

Доходы бюджета  классифицируются в зависимости  от разных признаков:

  • по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;
  • по уровню бюджетной системы, за которыми закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;
  • по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода;
  • по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;
  • по видам налогов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым  доходам, формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

К неналоговым  доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе, штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, иные неналоговые доходы.

К безвозмездным  перечислениям относятся:

а) доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий.

б) доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой  затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих  функций.

Существует  несколько признаков классификации  расходов бюджета.

В первую очередь  расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, т.е. экономическая  классификация бюджета. В этом случае выделяются текущие и капитальные  бюджетные средства.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам  власти, государственным и частным  предприятиям, транспортные платежи  и другие платежи.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой  денежные затраты, связанные с вложением  в основной капитал и прирост  запасов.

Функциональная  классификация бюджетных средств  отражает направление средств основного  централизованного денежного фонда  на выполнение конкретных функций государства, это предполагает бюджетное финансирование затрат на государственное управление и местное самоуправление; судебную власть; международную деятельность; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие НТП; промышленность, энергетику и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию; транспорт, связь и информатику; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культуру, искусство и кинематографию; средства массовой информации; здравоохранение и физическую культуру; социальную политику; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; финансовую помощь бюджетам других уровней и другое.

С точки зрения предметной направленности, расходная  часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей народного хозяйства, финансирование социально - культурных мероприятий, финансирование науки, финансирование обороны, содержание правоохранительных органов и органов  государственной власти, расходы  на внешнеэкономическую деятельность, создание резервных фондов, расходы  по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

Информация о работе Бюджет РФ