Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс 4
Глава 2. Бюджетный процесс 6
2.1 Участниками бюджетного процесса являются 6
2.2 Основные задачи бюджетного процесса: 6
2.3 Бюджетная классификация 7
Глава 3. Стадии бюджетного процесса 12
3.1 I этап бюджетного процесса 12
3.2 II этап бюджетного процесса. 14
3.3 III этап. 20
3.4 IV этап 23
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Финансы.Бюджет.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Стадии бюджетного процесса

3.1 I этап бюджетного процесса

Составление проектов бюджетов.  Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ... год», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции. Следующий документ - постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ... год».

Формирование  федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и  уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.

Министерство  финансов РФ по поручению Правительства  РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и  проектировок основных расходов федерального бюджета.

Министерство  экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства  РФ представляет в Правительство  основные параметры функционирования экономики страны в планируемом  году, т.е.:

  • макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;
  • мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;
  • другие показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического развития РФ.

Далее происходит много разных согласований и уточнений между министерствами, после чего проект вносится на рассмотрение Госдумы.

Одновременно  предоставляется:

  • прогноз социально - экономического развития РФ на год;
  • оценка соответствия прогноза социально - экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики на год фактическим показателям;
  • прогноз консолидированного бюджета РФ на год;
  • проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на год;
  • проект федеральной адресной инвестиционной программы на год;
  • перечень международных договоров РФ, содержащих ее финансовые обязательства на год;
  • проект структуры государственного внутреннего долга РФ на год, проект внутренних заимствований, предусмотренных в году для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • проект программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов РФ на год, проект структуры внешнего долга РФ в … году по видам задолженности с разбивкой по отдельным государствам;
  • проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период года;
  • другие необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.

3.2 II этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов.

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами  вносится на рассмотрение Государственной  Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября  Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные  в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после  получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз  социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной  и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов  РФ, проект программы внешних заимствований  РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства  РФ, Комитета по бюджету и профильного  комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение  о принятии или отклонении проекта. По итогам рассмотрения проекта в  первом чтении принимается постановление  ГД о принятии проекта закона о  федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении: ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем  чтении: ГД рассматривает расходы  федерального бюджета по подразделам  функциональной классификации, распределение  средств Фонда федеральной поддержки  субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.

Общая сумма  ассигнований по каждому разделу  функциональной классификации расходов федерального бюджета на ... Год с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденную во втором чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на ... год».

Комитет по бюджету с учетом решений Комиссии ГД и Комиссии Совета Федерации в  течение 5 дней готовит сбалансированный вариант распределения расходов федерального бюджета, а также текст  проекта федерального закона «О федеральном  бюджете на ... Год». Затем вносит его вместе с проектом постановления Государственной Думы «О принятии в третьем чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» на рассмотрение Государственной Думы.

В четвертом  чтении: Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона «О федеральном  бюджете на ... год» в течение 10 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст законопроекта рассматривается в целом, внесение в него поправок не допускается.

Принятый  Государственной Думой Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на ... год» в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

А в случае отклонения в первом чтении проекта  федерального закона Государственная  Дума может передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению, или вернуть законопроект Правительству  РФ на доработку, а также поставить  вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации.

Тогда создается  согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации  и Правительства Российской Федерации, и в течение 10 дней должен вырабатываться согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета. Затем согласованный проект вновь  выносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.

Принятый  Государственной Думой Федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации (СФ). СФ рассматривает закон в  течение 14 дней со дня представления  Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в  течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет  Федерации для окончательного утверждения.

Вето Совета Федерации может быть отклонено  Государственной Думой повторным  голосованием не менее чем двумя  третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.

Рассмотрение  Федерального закона «О федеральном  бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной год регламентирует:

  • структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;
  • элементы контроля над мобилизацией доходов;
  • порядок взаимоотношений с субъектами РФ;
  • элементы контроля над целевым использованием бюджетных ассигнований;
  • размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета;
  • другие положения, определяющие «финансовый климат» на очередной год.

Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов  федерального бюджета. Устанавливается  предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год, в общей  сумме, в процентах к валовому внутреннему продукту, в процентах  к расходам федерального бюджета, внутренние и внешние источники финансирования дефицита.

Устанавливаются предельные размеры государственных  внешних заимствований, предельный размер государственных кредитов, предоставляемых  в планируемом году иностранным  государствам (за исключением государств - участников СНГ), и отдельной статьей государствам - участникам СНГ.

Если принимается  решение о консолидации в федеральный  бюджет каких-либо ранее организованных внебюджетных целевых фондов, это находит отражение в соответствующей статье закона.

Отдельными  статьями закона устанавливаются источники  формирования федерального бюджета  — в общей сумме или в  фиксированных долях (процентах), а  также особенности исчисления или  распределения отдельных из них  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов РФ.

Самостоятельные статьи закона отражают сумму доходов  по источникам и сумму расходов по разделам функциональной классификации.

Важный раздел закона — регламентация взаимоотношений  с субъектами РФ по трансфертам, где  устанавливается, в том числе  и порядок формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ; по дотациям и субвенциям.

Определяется  порядок финансирования отдельных  расходов на условиях возвратности и  платности; санкции за нецелевое  использование средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной  и возвратной основах. Целый ряд статей закона регламентирует доходы и расходы каждого из бюджетных целевых фондов. Устанавливается верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей расходов федерального бюджета, подлежащих обязательному финансированию в полном объеме. Может быть установлен порядок секвестра расходной части федерального бюджета, условия и законодательная основа его введения.

Регламентируются  функции Счетной палаты Российской Федерации при исполнении федерального бюджета. Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецелевое использование. Отдельными приложениями в рамках закона «О федеральном бюджете на ... год» утверждаются:

  • ведомственная структура расходов федерального бюджета;
  • финансирование федеральной инвестиционной программы;
  • объем федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;
  • объем целевых средств для оказания финансовой поддержки регионам;
  • поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета;
  • направление расходования средств Бюджета развития РФ по разделам функциональной классификации;
  • распределение финансирования по центральным и региональным средствам массовой информации;
  • государственные инвестиции для кредитования застройщиков в соответствии с федеральной целевой программой;
  • детальное распределение ассигнований на сельское хозяйство, образование, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, программы и мероприятия, финансируемые из федерального бюджета.

Устанавливается целый ряд других положений, регламентирующих исполнение федерального бюджета в  планируемом году.

Информация о работе Бюджет РФ