Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс 4
Глава 2. Бюджетный процесс 6
2.1 Участниками бюджетного процесса являются 6
2.2 Основные задачи бюджетного процесса: 6
2.3 Бюджетная классификация 7
Глава 3. Стадии бюджетного процесса 12
3.1 I этап бюджетного процесса 12
3.2 II этап бюджетного процесса. 14
3.3 III этап. 20
3.4 IV этап 23
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Финансы.Бюджет.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

В случае если Федеральный закон «О федеральном  бюджете на ... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится в долях, утвержденных соответствующей статьей Федерального закона «О федеральном бюджете» на год, предшествующий планируемому.

3.3 III этап – исполнение  бюджетов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

Исполнение  бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса  по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингента  налогов, сборов, других платежей и  распределить их по уровням бюджетной  системы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа  о поквартальном распределении  доходов и расходов бюджета и  поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение  бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового исполнения бюджета. Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.

Исторически складывались и существуют в различных  странах три системы кассового  исполнения бюджета: казначейская (Франция), банковская (Англия), смешанная (США).

В основу кассового  исполнения бюджета положены два  принципа:

  1. единство кассы, когда средства государства должны поступать на единый консолидированный счет Министерства финансов в Центральном (эмиссионном) банке, с которого производят все расходы;
  2. специализация бюджетного кредита, основанная на использовании средств в соответствии с определенными целями бюджета и в точно указанных суммах.

Для надежного  банковского и смешанного кассового  исполнения бюджета необходимы соответствующие  оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном  случае возможны сбои и задержки в  прохождении платежей, чреватые негативными  социальными и экономическими последствиями.

Основной  принцип исполнения бюджета - принцип  единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета.

В России с 1 января 2005 г. Устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. Преимущества такой системы состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако, такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.

Основная  роль в этом процессе принадлежит  Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые счета для  каждого главного распорядителя  и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство  регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.

За исполнение доходной части бюджета отвечают федеральная налоговая служба и  Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся  государственным (муниципальным) имуществом.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной  части бюджета подводятся итоги  исполнения бюджета в целом, по видам расходов, по нижестоящим бюджетам, по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется целевой характер расходования бюджетных средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Если в  процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов  в бюджет, то вводится режим сокращения расходов до 5% - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10% - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если нет такого решения, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение расходов. 

Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом. Важнейшей задачей исполнения бюджета является   обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов. Завершается исполнение бюджета 31 декабря.

 

3.4 IV этап – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль срок 6 месяцев).

Для контроля над исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле, т.е. При рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета). Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную  палату Правительством РФ в форме  федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами  и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  в течение 1,5 месяцев после представления  отчета в ГД, используя материалы  и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты.

При рассмотрении отчета Государственная Дума заслушивает:

  • доклад руководителя Казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Министра финансов об исполнении бюджета;
  • доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение Председателя Счетной палаты Российской Федерации.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и Заключения Счетной  палаты Российской Федерации Государственная  Дума принимает одно из следующих  решений: об утверждении отчета либо о его отклонении. Руководители и  аудиторы Счетной палаты в случае установления фактов недостоверности  и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, должны понести наказания  вплоть до освобождения от занимаемых должностей.

Заключение

 В данной  работе были рассмотрены основные этапы бюджетного процесса. Для этого изучили его участников, основные задачи и бюджетную классификацию.

Следует выделить следующие стадии бюджетного процесса:

  • составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов - принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов - получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно - правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов - текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной  палаты РФ Государственная дума принимает  одно из следующих решений: об утверждении  отчета об исполнении федерального бюджета  или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Список  литературы:

1) Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В./ Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Москва: Мир книги, 2010.

2) Бюджетный кодекс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/popular/budget/

3) Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/student/finansy/byudzhetnyy-process.html

 

 


Информация о работе Бюджет РФ