Бюджетирование и финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:
добиться сокращения издержек производства;
повысить качество выпускаемой продукции;
реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.2. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА 8
1.3 СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 10
1.4. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ. 14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАТИНВЕСТ» 20
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТАТИНВЕСТ» 24
2.3. БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ТАТИНВЕСТ» 31
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Файлы: 1 файл

Бюджетирование и финансовое планирование на предприятии.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система управления финансами ориентирована  на решение краткосрочных и текущих  задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет  не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между  ними,   особенно  по  вопросам  решения  ключевых  проблем,   стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

При сужении внутреннего  рынка,  недостатке инвестиций собственных  средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят  перед необходимостью:

  • добиться сокращения издержек производства;
  • повысить качество выпускаемой продукции;
  • реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).

Бюджетирование на предприятии  как специальный метод регулирования,  является важным элементом финансового планирования. Проблема бюджетирования заключается в создании надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, ее решение позволит существенно ускорить реорганизацию  деятельности  предприятия.  Функционирование  такой  системы  требует тесного  взаимодействия маркетинговых,  сбытовых,  производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:

  • повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках;
  • обеспечение  оперативного  получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием;
  • создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм.

Актуальность  данной  системы обусловлена тем, что с переходом на  качественно  иной уровень  текущего  планирования  предприятие расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более  привлекательным  для  сторонних  инвесторов.  Внедрение  системы  сквозного финансового  планирования  делает  предприятие  информационно-"прозрачным"  для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Все вышеперечисленное  и определило выбор темы дипломной  работы: ''Бюджетирование и финансовое планирование на предприятии''.

Цель дипломной работы – исследовать современное состояние проблемы бюджетирования и финансового планирования на предприятии. Объектом исследования явилась система бюджетного планирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТАТИНВЕСТ».

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить организацию финансового планирования на предприятии: бизнес-план как основу финансового планирования, финансовый план, сводный бюджет предприятия.
  2. Выявить особенности бюджетирования и финансового планирования ПО ''Телемакс''.
  3. Разработать и предложить для внедрения рекомендации по повышению эффективности бюджетирования деятельности предприятия.

Структура дипломной  работы полностью раскрывает поставленные для исследования задачи и состоит  из трех глав.

В первой главе ''Организация системы финансового  планирования деятельности предприятия'' раскрываются понятие, сущность, технология  и перспективы бюджетирования и  финансового планирования деятельности предприятия.

Во второй главе ''Бюджетирование и финансовое планирование на примере ООО «ТАТИНВЕСТ» дана краткая характеристика предприятия, приведен анализ финансового планирования деятельности Общества, порядок составления бюджетов: бюджета Фуджисервиса и Телемакса, бюджета коммерческих расходов, бюджета затрат, бюджета управленческих расходов, прогноза отчета о прибылях и убытках и о движении денежных средств, прогноза баланса. Более подробно рассмотрен бюджет доходов и расходов, определена его роль в системе финансового планирования Общества.

В третьей главе даны рекомендации по повышению эффективности бюджетирования и финансового планирования деятельности предприятия в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

        В условиях  нормального функционирования предприятию  требуется современная система  управления финансами, базирующаяся  на разработке долгосрочной стратегии  - бизнес - плана.

В бизнес - плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься  в  ближайшей и долгосрочной перспективе.  При  этом необходимо учесть влияние  внешних  факторов,   на  которые  предприятие  не  может  воздействовать (экономические факторы:  инфляция, уровень безработицы,  покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно - технический факторы и т.д.)1.

Кроме того, бизнес - план должен содержать раздел основных показателей  финансово экономического  состояния  предприятия;  раздел,  содержащий  информацию  о  целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными  товарами,  патентные права,  показатели экспорта и  его  возможности, основные  направления  совершенствования  как  потребительских  качеств  выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Важным разделом бизнес - плана  является раздел, характеризующий рынок  сбыта продукции  предприятия,  который  должен  содержать  анализ  исследования  рынка, потребителей и их сегментацию,  уровня спроса,  мотивации потребителей,  положения предприятия на рынке,  основных показателей рынка и объема продаж.  Кроме того, необходим анализ  конкурентоспособности предприятия - исследование  деятельности конкурентов,  оценка продукции конкурентов,  сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя определение стратегии маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг2.

Необходим и раздел, характеризующий  производственно -  технологическую  и инновационную политику предприятия  и содержащий информацию:

  • о местонахождении  предприятия (наличие  трудовых  ресурсов,   близость  к потребителям и поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов и т.д.);
  • об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;
  • о  производственных  мощностях   (баланс  мощностей,   коэффициенты  сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);
  • о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);
  • о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;
  • о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;
  • о производственном кооперировании и материальном обеспечении производства;
  • об охране окружающей среды;
  • о государственном и правовом регулировании в сфере производства той или иной отрасли народного хозяйства.

Составной частью бизнес - плана является раздел, посвященный  кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию об   организационной  структуре предприятия,  которая должна  соответствовать целям и задачам,  стоящим перед предприятием; об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации труда,  обучении работников и социальной инфраструктуре.

При разработке бизнес - плана предприятия должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики неизбежно связано  с  риском,  вызванным  ошибочными  решениями,  принимаемыми  руководством предприятия.  Так  как  вопросы,  связанные  с  риском в деятельности предприятия, интересуют  всех  работников  предприятия,  акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние.

Существующая система  страхования рисков предусматривает  договоры о страховании, страховании  имущества, страховании транспортных средств,  страховании невозвратных кредитов.

На основе принятого  бизнес - плана, сформированного с  учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе  управления его финансовыми ресурсами.

Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана в Приложении 1.

1.2. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

 

 Разработку финансового  плана целесообразно начинать  с прогноза прибыли и убытков,  так  как,  имея  данные по  прогнозу  объема  продаж,  можно   рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые  затраты.   Аналогично  определяются  и  другие  составные  затраты  на производство.  Далее разрабатывается прогноз движения  (потока)  наличных  средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток  (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса  активов и пассивов (по форме балансового  отчета), который и является хорошей  проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных  запасов,  отмечаются планируемые  займы,  выпуск  акций  и других ценных  бумаг  и  т.д..  Следует учесть  в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

На этой основе  в целях обеспечения  платежеспособного состояния предприятия  просчитывается  его  финансовое  положение,  финансовая  стабильность,  устойчивость. Результаты  анализа  относительных  показателей  и  коэффициентов  могут  вызвать необходимость  разработки  нового  варианта  финансового  плана,   который  должен начинаться с выбора заданных значений.

Для организации системы анализа  и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль  за  поступлением и расходованием средств,  создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения  устойчивой производственной  деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

  • систем бюджетного планирования деятельности   структурных   подразделений предприятия;
  • системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти  системы  включают:  процессы  формирования  бюджетов,  структуры  бюджетов, ответственность  за  формирование  и  исполнение  бюджетов,  процессы  согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов3.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений  и всего предприятия  необходимо  внедрять  в  целях  строгой  экономии  финансовых  ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения  точности  плановых  показателей (для целей налогового  и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов  бюджетного планирования являются4:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений  даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и,  соответственно,  более  точное  плановое  значение размера  прибыли, что  важно  для  налогового  планирования  (включая  платежи  во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения  месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая  самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда,  что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

Информация о работе Бюджетирование и финансовое планирование на предприятии