Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа
При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:
добиться сокращения издержек производства;
повысить качество выпускаемой продукции;
реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.2. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА 8
1.3 СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 10
1.4. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ. 14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАТИНВЕСТ» 20
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТАТИНВЕСТ» 24
2.3. БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ТАТИНВЕСТ» 31
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
г) бюджетное планирование позволит
осуществить режим строгой
В целях организации
бюджетного планирования деятельности
структурных подразделений
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет.
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.
Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.
Бюджет амортизации в
Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.
Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджета других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.
Примерная система бюджетов
предприятия приведена в
Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.
Рекомендуется выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим может заняться финансово-экономическая служба или служба технического развития. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными средствами.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
Ежемесячно для каждого
Наименование |
Бюджеты |
Итого сводный
бюджет структурных | ||||
Подразде ления |
Фонд оплаты труда |
Матер. затраты |
Потребле-ние энергии |
Аморти-зация |
Пр. расходы | |
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.
Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме:
Бюджет ФОТ затрат | ||||||
план |
факт |
отклонение | ||||
ежед-невно |
на месяц |
ежед-невно |
с нач. месяца |
ежед-невно |
с нач. месяца | |
Основная зарплата |
||||||
Дополнительная зарплата |
||||||
Премиальные выплаты |
||||||
Итого |
Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме:
Нормы расхода сырья, комплектующих, материалов на производ. Программу структурных подразделений |
Бюджет материальных затрат | |||||
план |
факт |
Отклонение(+,-) | ||||
ежед-невно |
на месяц |
ежед-невно |
с нач. месяца |
ежед-невно |
с нач. месяца | |
Бюджет потребления энергии предлагается составлять по следующей форме:
Производственная программа |
Бюджет потребления энергии | |||||
план |
факт |
отклонение | ||||
ежед-невно |
на месяц |
ежед-невно |
с нач. месяца |
ежед-невно |
с нач. месяца | |
Электроэнергия |
||||||
Тепловая энергия |
||||||
Вода, воздух, пар и т.д. |
||||||
Итого |
Бюджет амортизации предлагается составлять по следующей форме:
Амортизационные отчисления |
Бюджет прочих расходов | |||||
план |
факт |
отклонение | ||||
ежед-невно |
на месяц |
ежед-невно |
с нач. месяца |
ежед-невно |
с нач. месяца | |
Капитальный ремонт |
||||||
Текущий ремонт |
||||||
Реновация (в т.ч. капстроительство) |
||||||
Итого |
Бюджет прочих расходов предлагается составлять по следующей форме:
Амортизационные отчисления |
Бюджет прочих расходов | |||||
план |
факт |
отклонение | ||||
ежед-невно |
на месяц |
ежед-невно |
с нач. месяца |
ежед-невно |
с нач. месяца | |
Командировочные расходы |
||||||
Транспортные расходы и т.д. |
||||||
Итого |
В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных5:
Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств6.
Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена в Приложении 3.
В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений) (далее - ЦО):
Четкое определение состава
ЦО позволяет более эффективно внедрить
сквозную систему финансового
Составляющими сводного бюджета являются:
Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице:
Доходная часть |
Расходная часть |
Выручка от реализации продукции и от прочей реализации |
Налоги в бюджет |
Доход от внереализационных операций |
Заработная плата |
Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода |
Платежи во внебюджетные фонды |
Кредиты и займы |
Закупки сырья и материалов |
Оплата электроэнергии | |
Выплаты по кредитам (с учетом %) | |
Прочие расходы | |
Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом) |
Оптимальным бюджетом является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).
Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год).
Расходы сводного бюджета
планируются на основании
На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.
Информация о работе Бюджетирование и финансовое планирование на предприятии