Бюджетирование ориентированное на результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности государства, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение эффективности бюджетного планирования и управления - основные характеристики бюджетирования, ориентированного на результат.

Файлы: 1 файл

БОР, реферат по финансам.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.  Теоретические  аспекты системы бюджетирования, ориентированного на результат…………………………………………………………………………4

2. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат…………..9

3. Развитие бюджетирования, ориентированного на результат в Российской Федерации………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………...17

Список  литературы…………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В целях повышения эффективности  расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности государства, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение эффективности бюджетного планирования и управления - основные характеристики бюджетирования, ориентированного на результат.

     В современных условиях развития сферы  государственных финансов представляется актуальной разработка методологии  совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению эффективности управления расходной частью бюджета, а также обеспечению социально-экономической стабильности и развитию территорий. Этот тезис нашел подтверждение в принятой Правительством РФ по поручению Президента РФ программе приоритетного национального проекта в области образования.

     Определение результативности расходов продиктовано потребностями практики и имеет существенное значение для определения путей социально-экономического развития страны, в том числе за счет повышения эффективности совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов и внедрения метода реализации бюджетной политики - бюджетирования, ориентированного на результат. 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты системы бюджетирования, ориентированного на результат

     Управление  государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. При это очевидно, что без коренной перестройки действующей системы бюджетного управления невозможно изменить структуру бюджетных расходов и оптимизировать ее в соответствии со стратегическими приоритетами развития, так как сложившаяся затратная система бюджетного планирования все больше и больше тяготеет к расширенному воспроизводству накопившихся диспропорций и не отвечает текущим потребностям страны в области управления государственными расходами. Внедрение бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) меняет в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

     Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.  

     В каждой стране БОР имеет свои особенности, нет единых методик , процедур и инструментов . Несмотря на это , можно выделить ряд элементов, которые отличают БОР от других концепций бюджетирования .

     В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения ) бюджета , отражающую взаимосвязь между планируемыми (осуществленными) бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми ) результатами .

     Цель  данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

     Для формирования бюджета  на основе БОР расходы  всех подразделений  региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности , направленным на решение стоящих перед ними государственных задач . Для каждого вида деятельности разрабатывается программа . Программа должна содержать описание целей и задач , ресурсов , необходимых для их достижения , а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей . Бюджетные заявки при бюджетировании , ориентированном на результат , составляются в разрезе целей и программ .

     Для формирования бюджета на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности , направленным на решение стоящих перед ними государственных задач . Для каждого вида деятельности разрабатывается программа . Программа должна содержать описание целей и задач , ресурсов , необходимых для их достижения , а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей . Бюджетные заявки при бюджетировании , ориентированном на результат , составляются в разрезе целей и программ .

     Формат  проекта бюджета , который администрация  региона или муниципалитета вносит в представительный орган при  БОР , существенно отличается от формата  бюджета , составленного по постатейному методу . Его первая часть содержит постановку приоритетов , целей и задач , описание ожидаемых результатов , обоснование целевых значений показателей результатов , которые должны быть достигнуты в разных секторах разными министерствами и ведомствами . Во второй части бюджета приводится структура затрат , причем , в очень агрегированной форме .

     Концепция БОР подразумевает максимальное обеспечение открытости и доступности  всей бюджетной информации, позволяющей  всем заинтересованным лицам судить о том, насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков, насколько эффективно работают органы власти. 

     Применение  бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет определить подходы к решению следующих задач:

  • определить приоритеты бюджетных расходов и обеспечить их реализацию;
  • установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программ и объемом требуемых для этого ресурсов;
  • повысить обоснованность бюджетных расходов;
  • более эффективно распределить бюджетные средства между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами государственной и муниципальной политики;
  • расширить самостоятельность и повысить ответственность получателей бюджетных средств;
  • стимулировать государственных и муниципальных служащих, работников бюджетных и автономных учреждений к эффективной работе, направленной на достижение конечных результатов;
  • повысить уровень прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что способствует повышению доверия населения и привлечению инвесторов.
 

 Следует отметить, что, несмотря на длительную историю  внедрения БОРа в практику управления общественными финансами, общепринятого  понятия как самого бюджетирования, ориентированного на результат, так и отдельных его элементов ни в России, ни в мире не сформировалось. Это объясняется комплексностью понятия, его «открытостью», способностью эволюционировать. Наиболее полно БОР можно определить как система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

     Бюджетирование, ориентированное на результат основано на следующих принципах:

  • планирование затрат по видам расходов на основе социально-экономической результативности деятельности;
  • распределение бюджетных средств в зависимости от уровня достижения показателей социально-экономической результативности;
  • свобода распорядителей бюджетных средств, в выборе способов достижения поставленных перед ними целей и задач;
  • ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат;
  • ориентация контроля за использованием бюджетных средств на внутренний контроль эффективности расходов при сохранении внешнего контроля за целевым использованием бюджетных средств.

     В целях подготовки успешной реализации нового метода бюджетирования необходимо обеспечить:

     -создание  и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности;

     -разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;

     -внедрение  технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;

     -разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;

     -разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;

     -внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;

     -внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.

     –установления долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана;

     –формирования суммы ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых, осуществляется администраторами бюджетных средств;

     –создания стимулов для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т. д.).

     В ходе создания механизмов ведомственного и межведомственного планирования предстоит решить задачи по их методическому  обеспечению и пилотному внедрению, а также обеспечить экспертное сопровождение внедрения указанных механизмов, для чего предусматривается создание соответствующей типовой нормативно-правовой и методической базы для субъектов Российской Федерации.

     БОР обладает целым рядом преимуществ.

     Преимущества  использования БОР  для правительства :

• регулярное получение более полной информации о реализации государственных задач  и использовании бюджетных средств  в различных сферах деятельности государства ;

• возможность  более эффективного распределения бюджетных средств между конкурирующими статьями расходов благодаря получению более точной и полной информации о результатах реализации программ в соответствии с приоритетами государственной политики ;

• экономия бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора ;

• возможность  сравнить несколько предлагаемых вариантов  программ с точки зрения ожидаемых  результатов и затрат ;

• предпосылки  для повышения контроля за деятельностью  министерств и ведомств путем установления показателей результативности и сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными ;

Информация о работе Бюджетирование ориентированное на результат