Бюджетирование ориентированное на результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности государства, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение эффективности бюджетного планирования и управления - основные характеристики бюджетирования, ориентированного на результат.

Файлы: 1 файл

БОР, реферат по финансам.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

• выявление  и упразднение дублирующих друг друга программ , неэффективных программ .

     Преимущества  использования БОР  для общества :

• бюджетирование , ориентированное на результат , позволяет лучше понять , какие цели ставит перед собой правительство , насколько поставленные цели отвечают потребностям населения , в какой степени этих целей удается достичь и какой ценой . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты

     Предусмотренные концепцией БОР основные принципы и  направления внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты, относятся  к бюджетам всех уровней бюджетной  системы.

     1) Стадия планирования бюджета

     Основным  направлением реформирования бюджетного процесса на стадии планирования является качественный пересмотр процедуры  формирования бюджетных программ.

     Бюджетные программы будут основываться на государственных услугах, оказываемых  государственным органом, и демонстрировать непосредственную связь между распределением бюджетных средств и планируемыми (фактическими) результатами их использования в соответствии с установленными стратегическими направлениями и целями.

     Бюджетное планирование должно быть направлено на достижение целевых индикаторов результативности деятельности государственных органов, установленных в Стратегических планах государственных органов.

     В бюджетном процессе необходимо обеспечить переход от метода "управления бюджетными средствами" к методу "управления результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности администраторов бюджетных программ и всех участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров.

     При использовании метода "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики.

     Бюджетные средства имеют четкую привязку к  предоставляемым услугам или  видам деятельности, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию  прямых и конечных результатов в рамках бюджетных программ.

     Требованиями, предъявляемыми к бюджетным программам, являются:

     -  четкая формулировка наименования  программы, соответствующей оказываемой  услуге;

     - привязка бюджетной программы  к стратегическим направлениям и целям государственного органа;

     - указание поддающихся количественной  оценке ожидаемых результатов  реализации бюджетной программы,  включая прямые результаты (предоставление  услуг определенного объема), так  и конечные результаты (эффект  от предоставленных услуг для их получателей);

     - наличие системы показателей  для измерения качества и эффективности;

     - наличие и обоснование потребностей  в бюджетных ресурсах для достижения  результатов программы.

     Структура бюджетных программ должна быть эффективной  с точки зрения финансирования и мониторинга услуг.

     В целях единообразного понимания  государственными органами принципов  разработки бюджетных программ, нормативным  правовым актом будут утверждены правила разработки программных  документов, в которых будут определены понятия услуг предоставляемых государственными органами, показателей (индикаторов) услуг, в том числе показателей количества, качества, эффективности и результата, а также основные принципы их разработки.

     Бюджетные программы разрабатываются государственными органами на три года в составе Стратегического плана в рамках бюджетных параметров и бюджетных лимитов, определенных в Макроэкономическом прогнозе.

     Совокупность  бюджетных программ государственного органа должна представлять собой план бюджетных расходов в увязке со стратегическими направлениями, целями, задачами, конечными результатами, разработанными в ходе единого процесса государственного планирования, ориентированного на результаты.

     При переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов единая бюджетная классификация должна стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности администраторов бюджетных программ, и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, разработки проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления финансовой отчетности.

     Новая единая бюджетная классификация должна быть направлена на:

     - приведение структуры классификации  расходов в соответствие с  основными услугами, оказываемыми  государственными органами и  видами их деятельности;

     - обеспечение возможности сравнения  бюджетных данных различных бюджетных периодов.

     Переход к бюджетированию, ориентированному на результаты, предполагает формирование среднесрочного бюджета, с целью  планирования достижения стратегических целей на период, превышающий один год, повышения предсказуемости  объема ресурсов, которым располагают и управляют администраторы бюджетных программ.

     Так как многие бюджетные программы  не завершаются в пределах одного финансового года, планирование бюджетных  расходов должно осуществляться на среднесрочную  перспективу. Планируемый период разработки республиканского (местных) бюджетов будет составлять три года. При этом планируемые показатели второго года утвержденного бюджета становятся отправной точкой при разработке проекта бюджета на следующий трехлетний период с учетом анализа изменения внешних и внутренних факторов и условий.

     Бюджетные расходы должны разделяться на базовые  и вновь утверждаемые.

     Базовые расходы - это расходы постоянного  характера, а также расходы на начатые (продолжающиеся) проекты.

     Вновь утверждаемые расходы - это расходы, связанные с распределением дополнительных средств на новые приоритетные направления развития государственного органа. Такое разделение расходов позволит при составлении и рассмотрении бюджетов основное внимание акцентировать на вновь утверждаемых расходах.

     Процесс разработки и утверждения бюджета  должен быть переориентирован на выработку  четких расходных приоритетов и  оценку их реализации. Это повлечет за собой изменение правил разработки и утверждения бюджета, перечня  и формата бюджетных документов, а также установление четкого порядка последующего изменения объема и структуры бюджетных расходов.

     2) Стадия исполнения бюджета

     На  этапе исполнения бюджета администраторам  бюджетных программ предоставляется  возможность оперативного управления бюджетными средствами путем их перераспределения как между бюджетными программами (подпрограммами), так и между спецификами экономической классификации расходов бюджета в пределах объема бюджетных средств по функциональной группе расходов.

     В то же время администраторы бюджетных программ наделяются большей ответственностью за реализацию бюджетных программ. В ходе исполнения бюджета администраторы бюджетных программ отслеживают степень выполнения взятых на себя обязательств на основе мониторинга разработанных и утвержденных в Стратегических планах показателей.

     Отчет об исполнении бюджета и отчет  государственного органа о показателях  результативности и эффективности  его деятельности особенно важны, так  как данные, содержащиеся в этих отчетах, будут служить основой для принятия политических решений, для пересмотра (корректировки) целевых индикаторов, определенных Стратегическим планом, и для составления проектов бюджетов на будущий период.

     3) Стадия контроля за исполнением  бюджета

     На  этапе контроля за исполнением бюджета важная роль отводится контролю за достижением результатов деятельности государственных органов и оценке эффективности расходования бюджетных средств.

     Ответственность за принятие решений передается получателям  бюджетных средств - администраторам  бюджетных программ. 
Ответственность должна быть достигнута посредством:

     - отчетности, мониторинга и контроля  показателей деятельности государственного  органа;

     - четкого распределения ответственности  государственных органов за количество, качество и своевременность предоставляемых услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Развитие бюджетирования, ориентированного  на результат в  Российской Федерации.

     В Российской Федерации актуальность БОР обозначилась в связи с  принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г . №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов »).

     В целях содействия реформированию региональных и муниципальных финансов Правительство  Российской Федерации Постановлением № 2 от 5 января 2005 г . утвердило Положение о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов .

     В Приложении к Положению о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов сформулированы основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов .

     Согласно  этим направлениям, в ходе бюджетирования, ориентированного на результат (бюджет и бюджетный процесс, ориентированные  на результат), необходимо :

     – осуществлять совершенствование методов  планирования бюджетных расходов на основе требований ,установленных к  конечному результату ;

     – вести регулярный учет эффективности  бюджетных расходов , в том числе , на основе опросов потребителей бюджетных услуг ;

     – составлять бюджетные заявки на основании  альтернативных методов достижения целей в рамках бюджетирования, ориентированного на результат;

     – закрепить требования количественной оценки качественных результатов;

     – осуществлять переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к программно -целевому финансированию и расширению их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами .

     В целях создания условий для обеспечения  динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально -экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г . № 38-р утверждена Программа социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг .).

     В указанной Программе определены основные задачи регионального развития. Одна из них, на которой необходимо сосредоточиться в среднесрочной перспективе для достижения общенациональных целей на региональном и местном уровнях независимо от уровня социально -экономического развития регионов , – это создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат , новых механизмов административного регулирования и управления , взаимоотношений с органами местного самоуправления , развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях , в том числе, при создании и развитии особых экономических зон и технико -внедренческих парков .

     В Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 гг . (Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2006 г . № 467-р ) отмечено , что функционирование Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов особенно актуально в период реализации в Российской Федерации бюджетной реформы , реформы местного самоуправления , а также разграничения предметов ведения и полномочий . В этой связи целесообразно увеличить количество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , отбираемых для предоставления субсидий по результатам оценки программ реформирования региональных и муниципальных финансов . Предстоит усовершенствовать механизмы отбора , установленные в настоящее время , путем усиления роли показателей , определяющих качество управления региональными и муниципальными финансами .

Информация о работе Бюджетирование ориентированное на результат