Бюджетная политика и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
рассмотреть понятия «бюджетная политика»;
изучить проблемы бюджетной политики в России;
определить стратегии дальнейшего развития бюджетной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5 1.2. Основные подходы к формированию бюджетной политики 8
2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
2.1. Оценка бюджетной системы России 12
2.2. Оценка бюджетной политики 14
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3.1. Пути повышения эффективности использования
бюджетных средств 20
3.2. Совершенствование бюджетной политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

кр по бюджетной политике 2.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1.  Понятие, цели и задачи бюджетной политики    5 1.2.  Основные подходы к формированию бюджетной политики 8

2.  БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ   

2.1.  Оценка бюджетной системы России     12

2.2.  Оценка бюджетной политики       14

3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 

3.1.  Пути повышения эффективности использования

бюджетных средств        20

3.2.  Совершенствование бюджетной политики    24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь  общества, является государственный  бюджет, который воспринимается как  важнейший юридический закон  экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетная политика в  России постоянно находится в  центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

Бюджетная политика государства  в сжатом выражении - это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Основной целью бюджетной  политики является обеспечение условий для устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности участия государства в перераспределении финансовых ресурсов в экономике.

Цель работы – проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

  • рассмотреть понятия «бюджетная политика»;
  • изучить проблемы бюджетной политики в России;
  • определить стратегии дальнейшего развития бюджетной политики РФ.

Объектом исследования данной работы являются бюджетные и правовые отношения, складывающиеся в современной России.

Предмет исследования - бюджетная  политика России как основа регулирования бюджетных процессов в России, формирования и исполнения бюджетов разного уровня.

В современной российской правовой науке наиболее обстоятельно методологические основы изучения бюджетных отношений разработаны в трудах Н.И.Химичевой, Е.Ю. Грачевой и др.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1. Понятие бюджетной политики

 

Одним из важнейших направлений  экономической  политики государства является его  финансовая политика, так как достичь  успехов в построении экономически сильного и стабильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике.

Одной из главных составных  частей финансовой политики, во многом определяющей экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, функции государства, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической политике страны, ее концепция формирует и налоговую, и инвестиционную политику.

Таким образом, под бюджетной  политикой  государства понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетная политика характеризуется  тем, что:

  • является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы;
  • регулирует уровень государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики;
  • является политикой государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов;
  • регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решение социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов.

На  всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики — это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. И для этого требуется следующее:

  • обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;
  • устранить дестимулирующие и развить стимулирующие элементы бюджетной политики (прежде всего в рамках реформирования налоговой системы);
  • снизить относительные издержки функционирования государства;
  • уменьшить долговую нагрузку на экономику.

Бюджетная политика государства  определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п.. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.

В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и  ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики: повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Согласно поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета.

Бюджетная политика имеет  три основных функции:

  • фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;
  • регулирующая (экономического регулирования) - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);
  • распределительная - то есть перераспределение (выравнивание) доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т.п.

Главные направления  бюджетной политики государства:

  • совершенствование бюджетной политики в области расходов (на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики);
  • создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;
  • совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
  • формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

 

Основными критериями эффективности  бюджетной политики считаются уровень собираемости бюджетных доходов (в том числе налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.

Итак, под бюджетной  политикой государства  понимается политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Она имеет свои цели, задачи, функции, направления деятельности и критерии эффективности этой деятельности.

 

1.2. Основные подходы к формированию бюджетной политики

 

Долгое время финансовая наука считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность. Дж. Кейнс  впервые публично заявил, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики. В настоящее время финансовое положение страны считается нормальным при дефиците 2-3% от ВВП.

Согласно концепции  дефицитного финансирования бюджетных  расходов дефицит рассматривается как положительное явление. Считается, что расходы способствуют росту благосостояния страны, это влияет на увеличение доходов получателей бюджетных средств, стимулирует покупательский спрос.

Чтобы повлиять на улучшение  экономики, Кейнс считал необходимым государственное регулирование доходов, прежде всего заработной платы и регулирование нормы ссудного процента. А также он считал, что значительное влияние на экономику оказывает проведение бюджетной политики государства. «Государство должно будет оказывает свое руководящее влияние… частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента, и, возможно, другими способами». В его концепции существуют мультипликатор государственных расходов. Рост государственных расходов может компенсировать сокращение или недостаточный рост частных инвестиций. Причем, Кейнсу не важно, куда будут направлены бюджетные средства (пусть хоть в бесполезные занятия - на строительство египетских пирамид или на развитие ВПК), лишь бы это обеспечило доход и занятость. «Сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить к увеличению богатства…».

Подобно Кейнсу и его  последователям вывод о важное значение роли государства в экономике предавали неоклассики. Так, основоположник Фрейбургской школы Вальтер Ойкен аргументировал необходимость активной социальной политики, перераспределения национального дохода через госбюджет с целью сокращения неравенства в доходах. Существенным моментом является стабильность государственной экономической политики, что само по себе становится средства антициклического регулирования. С этих позиций Ойкен и его последователя подвергли критике кейнсианскую и неокейнсианскую теории государственного регулирования.

Теоретики Кельнской  школы осуществили некоторую  трансформацию концепции Ойкена. Во главу угла была поставлена активная социальная политика государства, осуществляемая посредством перераспределения национального дохода (прогрессивная система налогообложения в сочетании с трансфертными выплатами из бюджета), формирование качественной социальной инфраструктуры и развитой системы социального страхования.

Увеличение правительственных  расходов вызывает рост размеров равновесного чистого национального продукта, а сокращение этих расходов ведет к снижению его величины. Напротив, увеличение налогов вызывает сжатие, а сокращение налогов - расширение равновесного чистого национального продукта. Соответственно фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей, предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов - то есть бюджетные дефициты. В свою очередь, элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции спроса, становятся сокращения правительственных расходов при росте налогов - то есть появление бюджетных излишков.

Представитель чикагской школы неолиберализма Фридмен считал, что надо не расширять государственные трансферты и формы социальной помощи, а бороться с безработицей через улучшение информированности населения о рынке труда. Тем самым он отдавал приоритет не бюджетно-налоговой политике, а денежно-кредитной.

Кризис кейнсианской системы государственного регулирования  обусловил формирования неоклассического варианта анализа трансформации экономической системы. Новая версия этой теории - неоконсерватизм - породили экономику предложения и теорию рациональных ожиданий. Сторонники экономики предложения пришли к обоснованию требования снижения налоговых ставок.

По мере роста последних  снижаются реальные доходы (что обусловливает снижение объема инвестирования), и уменьшается предельная эффективность инвестирования (что подрывает стимулы к инвестированию вообще). Рекомендации монетаризма могут дать положительный эффект только в соединении с налоговой реформой.

Информация о работе Бюджетная политика и её совершенствование