Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель работы – проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
рассмотреть понятия «бюджетная политика»;
изучить проблемы бюджетной политики в России;
определить стратегии дальнейшего развития бюджетной политики РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5 1.2. Основные подходы к формированию бюджетной политики 8
2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
2.1. Оценка бюджетной системы России 12
2.2. Оценка бюджетной политики 14
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3.1. Пути повышения эффективности использования
бюджетных средств 20
3.2. Совершенствование бюджетной политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Помимо уменьшения налогового
бремени, теоретики экономики предложени
По нению консерваторов, следствием налоговых реформ явится не только возрастание инвестиционной активности, но и создание предпосылок сокращения бюджетного дефицита, а, значит, устранение важнейшего инфляционного фактора. Это положение иллюстрируется теоретиками предложения с помощью так называемого эффекта Лаффера. Американский экономист Артур Лаффер в начале 80-х годов установил существование зависимости между динамикой налоговых ставок и объемом налоговых поступлений в бюджет. Рост последних, по Лафферу, возможен только в условиях оптимизации налоговых ставок. Максимизация налоговых ставок оказывает угнетающее, парализующее воздействие на производство. Как следствие, сокращается база налогообложения и уменьшается объем налоговых поступлений. Напротив, приближение налоговых ставок к некоему оптимальному уровню (при котором доходы бюджета максимальны) способствует активизации предпринимательства, возврату хозяйствующих субъектов в легальный сектор экономики, расширению базы налогообложения и, в конечном счете, росту поступлений в бюджет.
Таким образом, дефицит госбюджета может быть сокращен посредством приватизации, избавляющей государство от расходов на содержание убыточных предприятий. Резервом уменьшения дефицита бюджета является и сокращение чрезмерных социальных программ.
2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
2.1. Оценка бюджетной системы России
Бюджетная система находится в кризисном состоянии
К огромному сожалению, российские власти не учатся на своих ошибках. Вместо расширения финансирования научно-технического потенциала, приоритетной поддержки отечественных товаропроизводителей и обрабатывающей промышленности высоких переделов российские чиновники продолжают судорожно вливать средства в крайне коррупциогенные «олимпийские стройки» и повышать пенсии, стремясь задобрить наиболее патерналистскую часть населения.
При этом уже сегодня становится очевидно, что российская бюджетная система находится в кризисном состоянии и без радикального изменения финансово-экономической политики это рискует спровоцировать глубокий и масштабный социально-экономический кризис. Нельзя снижать финансирование разрушенной системы образования, здравоохранения и экономики, а также урезать социальные выплаты гражданам России в условиях, когда 60% населения являются нищими и получают менее 17 тыс. рублей в месяц.
Это обусловлено тем, что происходит возврат к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов. При этом наращивать бюджетные обязательства в условиях тотальной коррупции, затухания экономического роста, ценового беспредела монополий и критической зависимости бюджета от падающих цен на нефть также не получается. В противном случае это спровоцирует втягивание России в долговую кабалу, которая уже сегодня обходится стране в 262 млрд. рублей, а к 2015г. будет обходиться в 510-550 млрд. рублей.
Россия обречена оставаться «сырьевой колонией» и рынком сбыта для глобальных ТНК до тех пор, пока правительство осознанно и целенаправленно на 25-60% (с учётом инфляции) урезает расходы на ключевые направления социально-экономической политики. И прежде всего те, которые связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала, возрождением обрабатывающей промышленности и модернизацией изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры.
Таблица 1
Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.
Прежде всего, в глаза
бросается радикальное и
Также более чем на 5,45% сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд. рублей), что отражает истинную суть обещаний властей относительно набивших оскомину модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего «чубридера» за 20 тыс. рублей.
Едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу смехотворного объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд. рублей соответственно в 2013г.), эта капля в море в большей степени напоминает издёвку, нежели попытку решить проблему упадка культуры, дебилизации населения и ужасной экологической ситуации.
Кроме того ближайшие 3 года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% - с 1,68 до 1,65 трлн. рублей. При том, что объём расходов на поддержку отечественных товаропроизводителей, сельского хозяйства, наукоёмкой промышленности высоких переделов едва дотягивает до 3,3% ВВП, а с учётом региональных бюджетов – 6,7% ВВП.. Тогда как у наших стратегических конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Японии на финансирование отечественной экономики выделяется порядка 13-15% ВВП.
Неудивительно, что средние
темпы роста импорта в 3-4 раз
превышают прирост
2.2. Оценка бюджетной политики
Совершенно очевидно, что российские власти взяли курс на задабривание силовых ведомств и наращивание финансовой поддержки правоохранительных органов, всё чащу воспринимаемых в качестве карательных сил. В течение 2013-2015гг. совокупные расходы федерального бюджета на национальную оборону должны вырасти на 5,89% (с 1007 до 1066 млрд. рублей), а финансирование национальной безопасности и правоохранительных органов увеличится на 4,86% (с 1,59 до 1,66 трлн. рублей).
Нынешние власти ускоренными темпами расширяют финансирование силовых ведомств, которые, по их мнению, должны обеспечить безопасность правящего режима в условиях расширяющегося социального протеста и недовольства масс.
Таким образом, расширение бюджетного финансирования наблюдается исключительно по направлению правоохранительных ведомств, карательных структур и министерства обороны. Совершенно очевидно, что Россия, обладающая практически третью всех запасов полезных природных ископаемых на планете и занимающая стратегически значимое с географической точки зрения положение между Азией и Европой, является лакомым куском и рассматривается крупным транснациональным капиталом в качестве трофейного пространства.
В этой связи критически важным видится увеличение финансирования оборонно-промышленного комплекса с целью повышения обороноспособности страны и создания импульса для развития научно-технического потенциала и возрождения высокотехнологичных производств. В этом плане действия властей по наращиванию финансирования ВПК (тем более после многократного обвала в 1990-х годах) не вызывают совершенно никаких возражений. Во всех крупнейших экономиках мира с развитой наукоёмкой промышленностью именно ВПК и отрасли двойного назначения являются фундаментом для развития научно-технического потенциала и дальнейшего трансферта технологий в гражданские отрасли промышленности.
Другое дело, что, как
показывает опыт последних лет построения
«сувенирной демократии» и «вставания
с колен», под разговоры о возрождении
обороноспособности страны и развитии
наукоёмких отраслей двойного назначения
российские коррумпированные чиновники
занимаются элементарным расхищением
бюджетных средств. И без реального ограничения
воровства в системе Гособоронзаказа
и повышения финансово прозрачности всех
бюджетных отношений дополнительное расширение
финансирования ОПК приведёт лишь к ещё
большему расцвету коррупции и незаконному
вывозу капитала из России.
Неудивительно, что уже более 3 лет подряд
наблюдается хронический срыв Гособоронзаказа,
о чём вынуждены открыто заявлять президент
и премьер.
Объём хищений бюджетных средств в рамках финансирования силовых ведомств колеблется в диапазоне 35-60% от выделяемых средств. А по оценкам Счётной Палаты из 718 млрд. рублей нецелевого использования бюджетных средств в 2011г. свыше 70% пришлось на силовые ведомства.
На фоне непрекращающихся разговоров правящих властей относительно необходимости проведения модернизации и отраслевой диверсификации экономики, мы видим практически повсеместное сокращение бюджетных расходов правительства как в номинальном, так и в реальном выражении.
При этом, если в номинальном выражении по ряду направлений бюджетной политики (пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, национальная обороны и безопасность и т.д.) наблюдается увеличение финансирования, то в реальном выражении даже с учётом официально заложенной в бюджет инфляции наблюдается масштабное сокращение финансирования практически всех направлений бюджетной политики.
Согласно предложенному проекту бюджета за период 2012-2013гг. правительство планирует сократить совокупные бюджетные расходы на 11,8% в реальном выражении, тогда как в номинальном выражении планируется рост на 4,4%. Расходы на национальную экономику с учётом накопленного снижения покупательной способности рубля за ближайшие 3 года сократятся на 17,9%, на ЖКХ – на 43,8%, на образование – на 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, физическую культуру и спорт – на 52%, на СМИ – 44,2%, а на охрану окружающей среды – на 10,2%.
Даже те направления бюджетной политики, финансирование которых правительство планирует расширять в номинальном выражении и обеспечивать финансовыми ресурсами в приоритетном порядке, с учётом инфляции столкнутся с существенным сокращением финансирования.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в течение ближайших 3 лет в реальном выражении сократятся на 10,4 и 11,4% соответственно. При том, что в номинальном выражении запланирован рост бюджетного финансирования на 5,8 и 4,9% соответственно. Не лучше обстоят дела с расходами на общегосударственные вопросы, которые в реальном выражении в ближайшие 3 года подлежат сокращению на 0,7% в номинальном и на 17% в реальном выражении. И это при том, что даже само правительство называет нынешний проект бюджета умеренно оптимистичным.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг. (в % к ВВП)
Совершенно непонятно, каким образом российские власти собираются не то что заниматься модернизацией экономики и повышать инновационный потенциал России, а элементарно поддерживать социально-политическую стабильность. Напомним, что нынешний бюджет свёрстан исходя из крайне оптимистичных прогнозов относительно темпов роста российской экономики, прироста промышленного производства, уровня инфляция, динамики доходов населения, цен на нефть т.д.
Ещё наглядней качественная деградация российской бюджетной политики в целом и предложенного проекта бюджета на 2013-2015гг. в частности проявляется в сокращении удельного веса расходов на стратегически значимые направления в сопоставлении с ВВП. В течение ближайших 3 лет российские власти предлагают сократить общую расходную ведомость федерального бюджета с 17,4 до 14,6% ВВП, тогда как ещё в 2011г. она составляла более 20% ВВП.
Тогда как в экономически
развитых странах этот показатель превышает
не опускается ниже 30% ВВП, а в странах Скандинавии
превышает 40%.
Совершенно непонятно, о какой модернизации,
инновациях и отраслевой диверсификации
экономики может идти речь, когда удельный
вес расходов на экономику за период 2013-2015гг.
подлежит сокращению с 2,54% до 2% ВВП. Тогда
как ещё в 2011г. объём расходов федерального
бюджета на поддержку отечественной экономики
составлял порядка 3,28% ВВП. Урезание расходов
на оказание поддержки отечественным
товаропроизводителям на целых 1,3% ВВП
может повлечь за собой катастрофические
последствия. Тем более в условиях скатывания
мировой экономики в новую фазу глобальной
рецессии и нарастания глобальной конкуренции.
В этой ситуации не стоит удивляться тому, что износ основных фондов в российской экономике только по официальным данным Росстата за последние 10 лет вырос с 37,8% до 47,5%, а в действительности зашкаливает за 65-70%. При этом объёмы выпуска машин и оборудования по-прежнему на 47% ниже отметок 1991г., транспортных средств – на 38,3%, в лёгкой и текстильной промышленности – на 67-75%. А производство высокотехнологичной продукции (металлорежущих станков, сельхоз техники, вычислительных приборов, оптической техники, авиационной техники и т.д.) в 3-10 раз ниже уровня 20-летней давности.
Совершенно утопичными и нереализуемыми выглядят заявления властей про запланированное возрождение отечественной наукоёмкой промышленности, объёмы выпуска которой в 3-10 раз ниже 1990г., износ фондов зашкаливает за 75%, а капитальные вложения в 2,5-3 раза ниже отметок 20-летней давности. Уже сегодня свыше 92% всей валютной выручки России обеспечивается за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и продукции низких переделов, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% прибылей российской экономики оседает в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий, металлургов и перекупщиков.
Невозможно обеспечить подъём отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов в условиях, когда расходы на образование в ближайшие 3 года сократятся с 0,91 до 0,69% (1,01% в 2011г.), а расходы на здравоохранение – с 0,74 до 0,44% ВВП (0,92% в 2011г.). Одновременно с этим Минфин и кабинет министров Медведева предлагают сократить расходы на физическую культуру и спорт с 0,08 до 0,05% ВВП, а финансирование культуры и кинематографа урезать с 0,14 до 0,11% ВВП.
Информация о работе Бюджетная политика и её совершенствование