Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Этим определяется актуальность темы исследования.
Введение
Раздел 1.Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционировании
Устройство бюджетной системы РФ
Структура БС РФ
Принципы построения БС РФ
Роль и значение бюджетной системы РФ
Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ
2.1 Анализ исполнения бюджета РФ
2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета
2.3. Основные задачи в направлении совершенствования Бюджетной системы
Заключение
Список литературы
- недопустимость изъятия
дополнительных доходов,
*Принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Сущность указанного принципа выражается в том, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены равными правами в отношении:
1) определения их бюджетных полномочий;
2) установления и исполнения расходных обязательств;
3) формирования налоговых
и неналоговых доходов
4) определения объема, форм
и порядка предоставления
*Принцип полноты отражения
доходов, расходов и
*Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
*Принцип результативности
и эффективности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов участники бюджетного
процесса в рамках
*Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов
- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
- добровольных взносов,
пожертвований, средств
- расходов бюджета,
- расходов бюджета,
- отдельных видов неналоговых
доходов, предлагаемых к
*Принцип прозрачности (открытости) означает:
- обязательное опубликование
в средствах массовой
- обязательную открытость
для общества и средств
- стабильность и (или)
преемственность бюджетной
*Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей прогноза
*Принцип адресности и
целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные
ассигнования и лимиты
*Принцип подведомственности
расходов бюджетов означает, что
получатели бюджетных средств
вправе получать бюджетные
Главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств не вправе распределять
бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств распорядителям
и получателям бюджетных
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
*Принцип единства кассы
означает зачисление всех
Рассмотрим роль и значение бюджетной системы РФ. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Бюджет оказывает не только
прямое, но и косвенное влияние
на социально-экономическое
Прямое влияние – это
изменение распределения
Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Влияние бюджетного регулирования
на экономическое развитие страны является
сложным и неоднозначным. Например,
изъятие в бюджет части доходов
граждан и организаций с
Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ
Согласно Федеральному закону 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О Федеральном бюджете на 2005 год» федеральный бюджет на 2005 год утвержден в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5–8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Также установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году в размере 278 111,8 млн. рублей.
Можно отметить, что основную часть доходов федерального бюджета составляют налоги на товары (23,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (27,63%), налоги и сборы за пользование природными ресурсами (14,52%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (12,44%), налоги и взносы на социальные нужды (8,01%).
Основными расходными статьями бюджета 2005 года являются: межбюджетные трансферты (31,32%), национальная оборона (17,43%), общегосударственные вопросы (15,11%), национальная безопасность (13,0%). Проанализируем исполнение федерального бюджета за 2005 год. Основные параметры исполнения федерального бюджета характеризуются следующими данными (табл. 1).
Таблица 1. Основные параметры исполнения федерального бюджета 2005, млн. руб.
Бюджетные назначения (уточненная бюджетная роспись) |
Исполнение за январь-декабрь 2005 года |
% выполнения | |
Доходы |
4979756,6 |
5125092,8 |
102,9 |
Расходы (касса) |
3574312,6 |
3512183,0 |
98,3 |
Дефицит (–)/ профицит (+) |
1405444,0 |
1612909,8 |
|
Источники финансирования дефицита федерального бюджета – всего |
-1405444,0 |
-1612909,8 |
|
Источники внутреннего финансирования дефицита |
-451777,9 |
-707329,7 |
Доходы федерального бюджета за 2005 год по оценкам казначейства, сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей, что составляет 102,9% к бюджетным назначениям по доходам на 2005 год.
Доходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета – администраторам доходов федерального бюджета приведены в табл. 2.
Таблица 2. Доходы федерального
бюджета по главным распорядителям
средств федерального бюджета –
администраторам доходов
Бюджетные назначения на 2005 год |
Исполнение за январь-декабрь 2005 года |
% выполнения |
Исполнение за январь-декабрь 2004 года |
%
выполнения бюджетных | |
Доходы – всего |
4979756,6 |
5125092,8 |
102,9 |
3428873,5 |
104,7 |
Налоги и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой |
2627374,1 |
2668559,9 |
101,6 |
1963052,1 |
103,9 |
Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой |
2035768,5 |
2102242,9 |
103,3 |
1219268,5 |
102,6 |
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом |
52078,8 |
57504,8 |
110,4 |
50924,6 |
120,8 |
Поступления, администрируемые другими федеральными органами |
264535,2 |
296785,2 |
112,2 |
195628,3 |
127,5 |