Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Этим определяется актуальность темы исследования.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционировании
Устройство бюджетной системы РФ
Структура БС РФ
Принципы построения БС РФ
Роль и значение бюджетной системы РФ
Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ
2.1 Анализ исполнения бюджета РФ
2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета
2.3. Основные задачи в направлении совершенствования Бюджетной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДОДЕЛАЙ КУРСОВУЮ,ОНА ТУТ.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

- недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии  по расходам бюджетов, полученных  в результате эффективного исполнения  бюджетов.

*Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований означает  определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления  межбюджетных трансфертов в соответствии  с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Сущность указанного принципа выражается в том, что органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены равными правами  в отношении:

1) определения их бюджетных  полномочий;

2) установления и исполнения  расходных обязательств;

3) формирования налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов;

4) определения объема, форм  и порядка предоставления межбюджетных  трансфертов.

*Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов  означает, что все доходы, расходы  и источники финансирования дефицитов  бюджетов в обязательном порядке  и в полном объеме отражаются  в соответствующих бюджетах.

*Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему  доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

*Принцип результативности  и эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов участники бюджетного  процесса в рамках установленных  им бюджетных полномочий должны  исходить из необходимости достижения  заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного  бюджетом объема средств.

*Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут  быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

- средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

- добровольных взносов,  пожертвований, средств самообложения  граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых  в соответствии с международными  договорами (соглашениями) с участием  Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых  за пределами территории Российской  Федерации;

- отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная  с очередного финансового года.

*Принцип прозрачности (открытости) означает:

- обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по  решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных  образований;

- обязательную открытость  для общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные  органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа  муниципального образования), либо  между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального  образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и (или)  преемственность бюджетной классификации  Российской Федерации, а также  обеспечение сопоставимости показателей  бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

*Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов  бюджета.

*Принцип адресности и  целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных  получателей бюджетных средств  с указанием цели их использования.

*Принцип подведомственности  расходов бюджетов означает, что  получатели бюджетных средств  вправе получать бюджетные ассигнования  и лимиты бюджетных обязательств  только от главного распорядителя  (распорядителя) бюджетных средств,  в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных  средств только одного главного распорядителя  бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств  возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как  учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

*Принцип единства кассы  означает зачисление всех кассовых  поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого  счета бюджета, за исключением  операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии  с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

1.4 Роль и значение бюджетной  системы РФ

 

Рассмотрим роль и значение бюджетной системы РФ. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким  образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

С помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между  отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые  являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние  на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это  изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или  осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается  в том, что закрепленные в бюджетных  документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной  финансовой политики, конкретные направления  формирования и расходования средств  бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются  другими субъектами рынка при  планировании своей хозяйственной  деятельности на перспективу.

Влияние бюджетного регулирования  на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов  граждан и организаций с помощью  системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако при этом расширяются  возможности проведения государственных  программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое  способствует улучшению положения  более бедных территорий, может оцениваться  как несправедливое с позиции  богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при  формировании государственного бюджета  необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных  общественных интересов. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической  политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

 

Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ

 Современное состояние бюджета РФ

2.1 Анализ  исполнения бюджета РФ

 

Согласно  Федеральному закону 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О Федеральном бюджете на 2005 год» федеральный бюджет на 2005 год  утвержден в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5–8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Также установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году в размере 278 111,8 млн. рублей.

Можно отметить, что основную часть доходов федерального бюджета составляют налоги на товары (23,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (27,63%), налоги и сборы за пользование природными ресурсами (14,52%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (12,44%), налоги и взносы на социальные нужды (8,01%).

Основными расходными статьями бюджета 2005 года являются: межбюджетные трансферты (31,32%), национальная оборона (17,43%), общегосударственные вопросы (15,11%), национальная безопасность (13,0%). Проанализируем исполнение федерального бюджета за 2005 год. Основные параметры исполнения федерального бюджета характеризуются следующими данными (табл. 1).

 

Таблица 1. Основные параметры исполнения федерального бюджета 2005, млн. руб.

 

Бюджетные назначения (уточненная бюджетная роспись)

Исполнение за январь-декабрь 2005 года

% выполнения

Доходы

4979756,6

5125092,8

102,9

Расходы (касса)

3574312,6

3512183,0

98,3

Дефицит (–)/ профицит (+)

1405444,0

1612909,8

 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета – всего

-1405444,0

-1612909,8

 

Источники внутреннего финансирования дефицита

-451777,9

-707329,7

 

 

Доходы федерального бюджета  за 2005 год по оценкам казначейства, сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей, что составляет 102,9% к бюджетным  назначениям по доходам на 2005 год.

Доходы федерального бюджета  по главным распорядителям средств  федерального бюджета – администраторам  доходов федерального бюджета приведены  в табл. 2.

 

Таблица 2. Доходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета –  администраторам доходов федерального бюджета, млн. рублей

 

Бюджетные назначения на 2005 год

Исполнение  за январь-декабрь 2005 года

% выполнения

Исполнение  за январь-декабрь 2004 года

% выполнения бюджетных назначений  на 2004 год

Доходы  – всего

4979756,6

5125092,8

102,9

3428873,5

104,7

Налоги  и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой

2627374,1

2668559,9

101,6

1963052,1

103,9

Налоги  и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой

2035768,5

2102242,9

103,3

1219268,5

102,6

Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом

52078,8

57504,8

110,4

50924,6

120,8

Поступления, администрируемые другими федеральными органами

264535,2

296785,2

112,2

195628,3

127,5

Информация о работе Бюджетная система РФ