Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Этим определяется актуальность темы исследования.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционировании
Устройство бюджетной системы РФ
Структура БС РФ
Принципы построения БС РФ
Роль и значение бюджетной системы РФ
Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ
2.1 Анализ исполнения бюджета РФ
2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета
2.3. Основные задачи в направлении совершенствования Бюджетной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДОДЕЛАЙ КУРСОВУЮ,ОНА ТУТ.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

 

Из табл. 2 видно, что доходы бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета в 2005 году составили 5125092,8 млн. рублей, что  на 2,9% превышает запланированные  значения. В 2004 году исполнение бюджета  по доходам составило 104,7%.

Наибольший удельный вес  в общем объеме поступлений за январь-декабрь занимают доходы, администрируемые Федеральной налоговой службой – 52,1% (57,3% – за соответствующий период 2004 года); доходы, администрируемые Федеральной таможенной службой, составили 41,0% (в январе-декабре 2004 года – 35,6%).

Федеральный бюджет в январе-декабре 2005 года исполнен с профицитом в сумме 1612,9 млрд. рублей.

2.2 Современные проблемы исполнения  Федерального бюджета

 

Одна из самых серьезных  проблем исполнения федерального бюджета  – накопление в нем значительных неиспользуемых остатков.

Например, за январь 2005 они  выросли на 50 миллиардов рублей. А  в целом на счетах регионов скопились  суммы, эквивалентные 13 миллиардам долларов. И это при том, что в стране существует целый ряд проблем, для решения которых требуется относительно незначительное финансирование.

Накопление остатков объясняется  не только низким качеством исполнения бюджета, но и необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег «на черный день» в виде сначала «финансового резерва», а  теперь «стабилизационного фонда». Эти  оправдания не выдерживают критики. С одной стороны, борьба с инфляцией  при помощи «замораживания» в  бюджете денег налогоплательщиков подрывает мотивацию к уплате налогов. Ведь люди платят в казну  для решения проблем общества, а если деньги лежат без движения, то и уплата налогов теряет смысл. С другой стороны, идея «стабилизационного фонда» заключается в накоплении денег вместо их использования, в  пассивном ожидании «черного дня» в  то самое время, когда финансирование модернизации страны может, ослабив  зависимость от нефтедолларов, позволить  избежать самого его наступления.

Словом, накопление остатков в федеральном бюджете в определенной мере имеет вполне ясное оправдание. Однако, как выясняется, такой же процесс идет и в региональных бюджетах, то есть там, где в принципе такое не должно иметь места. Неиспользуемые остатки средств регионов на 1 января 2005 года составили 73,1 миллиарда рублей, в том числе без Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга – 35,8 миллиарда рублей. За январь неиспользуемые остатки средств на счетах бюджетов выросли еще на 25,1 миллиарда.

Это значит, что 17 процентов  всех доходов регионов, то есть практически  каждый шестой заработанный ими рубль, не был использован и остался на их счетах.

По оценкам аналитиков, остатки растут не только в благополучных  регионах. К примеру, в Приморском Крае до сих пор так и не решена проблема водоснабжения Владивостока, которая приобрела уже федеральное  значение. А неиспользуемые остатки  выросли за январь с 225,1 до 251,7 миллиона рублей. На многострадальной Камчатке они уже превышают 120 миллионов  рублей, в Сахалинской области  – 360 миллионов.

Все это весьма тревожные  симптомы. Исключительно высокий  уровень неиспользуемых остатков средств  на счетах региональных бюджетов превращается из проблемы отдельных территорий в  проблему бюджетной политики России.

3. Основные задачи  в направлении совершенствования  Бюджетной системы

 

Развитие межбюджетных отношений  осуществлялось в рамках Концепции  реформирования межбюджетных отношений  в Российской Федерации в 1999–2001 гг. и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.

Принятые федеральные  законы от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подготовленные и принятые в соответствии с ними федеральные законы от 20 августа 2004 г. №120ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В результате упорядочено  бюджетное устройство субъектов  Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены  стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и  распределения межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном  уровне.

Вместе с тем, по мере развития финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней, реализация нового бюджетного законодательства требует осуществления  комплекса мероприятий как в направлении совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Важно создать условия  для эффективной реализации требований нового бюджетного законодательства, обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения  полномочий.

Проводимая реформа бюджетной  системы, основные положения которой  утверждены в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации  в 2004–2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», также требует принятия мер по ее реализации не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях бюджетной системы.

В 2006 году планируется внесение в Правительство Российской Федерации  подготовленных Министерством финансов Российской Федерации поправок в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части регулирования бюджетного процесса.

После внесения поправок в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  Министерством финансов Российской Федерации планируется разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении Положения о  порядке разработки, утверждения  и реализации бюджетных целевых  программ». Данный инструмент призван  объединить свойства федеральных и  ведомственных целевых программ, существенно упростить для субъектов  бюджетного планирования процедуру  разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программ и  стимулировать расширение применения в бюджетном процессе программно-целевых  инструментов.

Меры по укреплению бюджетного федерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектов  Российской Федерации способствуют стабильному укреплению бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Заключение

В результате анализа теоретических  положений можно сделать следующие  выводы. Бюджетная система РФ –  это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются  расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и  развиваться бюджетная система  РФ:

1. Принцип единства бюджетной  системы

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов

5. Принцип сбалансированности  бюджета

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств

7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов

8. Принцип гласности

9. Принцип достоверности  бюджета

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение бюджета проявляется  в том, что бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Анализ исполнения бюджета  в 2005 году показал, что бюджет исполнен с профицитом. Исполнение бюджета в 2005 году на 1,8% ниже, чем в 2004 году.

Одна из самых серьезных  проблем исполнения федерального бюджета  – накопление в нем значительных неиспользуемых остатков. Накопление остатков объясняется не только низким качеством исполнения бюджета, но и  необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег «на  черный день» в виде сначала «финансового резерва», а теперь «стабилизационного фонда».

Для решения проблем в 2006 году планируется внесение в Правительство  Российской Федерации подготовленных Министерством финансов Российской Федерации поправок в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса.

После внесения поправок в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  Министерством финансов Российской Федерации планируется разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программ». Данный инструмент призван объединить свойства федеральных и ведомственных целевых программ, существенно упростить для субъектов бюджетного планирования процедуру разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программ и стимулировать расширение применения в бюджетном процессе программно-целевых инструментов.

Меры по укреплению бюджетного федерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектов  Российской Федерации способствуют стабильному укреплению бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Список литературы

Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ // Российская газета, №25, 08.02.2006.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете  на 2005 год» принят Государственной  Думой 8 декабря 2004 года

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №120ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»


Информация о работе Бюджетная система РФ