Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Этим определяется актуальность темы исследования.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционировании
Устройство бюджетной системы РФ
Структура БС РФ
Принципы построения БС РФ
Роль и значение бюджетной системы РФ
Раздел 2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ
2.1 Анализ исполнения бюджета РФ
2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета
2.3. Основные задачи в направлении совершенствования Бюджетной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДОДЕЛАЙ КУРСОВУЮ,ОНА ТУТ.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система РФ.

Содержание

Введение 

Раздел  1.Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционировании

        • Устройство бюджетной  системы РФ
        • Структура БС РФ
        • Принципы построения БС РФ
        • Роль и значение бюджетной системы РФ

Раздел  2. Характеристика современного состояния бюджетной системы РФ

  • 2.1 Анализ исполнения бюджета РФ

  • 2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета

  • 2.3. Основные задачи в направлении совершенствования Бюджетной системы

Заключение

Список  литературы

 

 

Введение  

   Актуальность  темы исследования. Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.     

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов  государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в  тех общественных отношениях, которые  связаны с концентрацией и  использованием его средств.     

Бюджет – это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.      

Бюджет  создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.      

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы РФ.     

В результате поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:     

- изучить устройство бюджетной  системы, основы и принципы  ее функционирования;     

- раскрыть понятие бюджета,  его экономическая роль;     

- рассмотреть содержание  принципов бюджетной системы  Российской Федерации;     

- изучить доходы и расходы  бюджетов разного уровня;     

- дать характеристику доходной части бюджета 2008-2010 гг.;     

- рассмотреть расходную часть бюджета 2008-2010 гг.;     

- раскрыть межбюджетные отношения и их реформирование;     

- раскрыть межбюджетные  трансферты.      

Объектом  исследования выступает бюджетная система России.

Раздел 1. Устройство бюджетной системы, структура и принципы ее функционирования

1.1 Устройство бюджетной  системы

Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы  и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя структурные подразделения (виды бюджетов), принцип и формы взаимосвязей  между ними.

Бюджетное устройство любой страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение: "бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов" .

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами

Доходы выражаются в различных  платежах юридических и физических лиц в тот или иной бюджет. Доходы формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  и образуются за счет налоговых и  неналоговых видов доходов или  безвозмездных перечислений. Большое  значение для анализа источников доходов, их объема имеет бюджетная  классификация

Расходы бюджета. Расходная  часть бюджетной системы включает в себя несколько основных направлений:

а) содержание органов государственной  власти и местного самоуправления, судов, правоохранительных органов;

б) науку;

в) охрану окружающей и природной  среды;

г) социально-культурную сферу;

д) международную деятельность.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов  Российской Федерации не допускается.

1.2 Структура БС

Бюджетная система государства  и ее структура закрепляется,  как правило, Конституцией либо финансовым или бюджетным законодательством. Каждое государство устанавливает  свою бюджетную систему, которая  Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и  единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

 

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при котором государственные  и административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

 

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов  входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые  системы.

 

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

 

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Рисунок 1

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов

Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные

бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

1.3 Принципы построения  БС

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
    • самостоятельности бюджетов;
    • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
    • сбалансированности бюджета;
    • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • прозрачности (открытости);
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств;
    • подведомственности расходов бюджетов;
    • единства кассы.

 

*Принцип единства  бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

*Принцип разграничения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации означает  закрепление в соответствии с  законодательством Российской Федерации  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов  за бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, а также  определение полномочий органов  государственной власти (органов  местного самоуправления) и органов  управления государственными внебюджетными  фондами по формированию доходов  бюджетов, источников финансирования  дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством  Российской Федерации финансовые и  иные обязательства по обеспечению  выполнения своих полномочий.

*Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

- право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах налоги и сборы,  доходы от которых подлежат  зачислению в соответствующие  бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии  с настоящим Кодексом самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за  исключением расходов, финансовое  обеспечение которых осуществляется  за счет межбюджетных субсидий  и субвенций из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации);

- недопустимость установления  расходных обязательств, подлежащих  исполнению за счет доходов  и источников финансирования  дефицитов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно  за счет средств двух и более  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации, за счет средств  консолидированных бюджетов или  без определения бюджета, за  счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления предоставлять средства  из бюджета на исполнение расходных  обязательств, устанавливаемых иными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных  трансфертов;

- недопустимость введения  в действие в течение текущего  финансового года органами государственной  власти и органами местного  самоуправления изменений бюджетного  законодательства Российской Федерации  и (или) законодательства о  налогах и сборах, законодательства  о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов  и (или) снижению доходов других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации без внесения изменений  в законы (решения) о соответствующих  бюджетах, предусматривающих компенсацию  увеличения расходов, снижения доходов;

Информация о работе Бюджетная система РФ