Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,
Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета в национальной экономической системе 5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета страны 5
1.2. Общественные функции и признаки бюджета 10
1.3. Бюджетное устройство страны 15
Глава 2. Структура государственного бюджета РФ в 2006 - 2007 гг. 20
2.1.Доходы федерального бюджета в 2006 – 2007 гг. 20
2.2 Расходы федерального бюджета в 2007 г. 23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования бюджета Российской Федерации 25
3.1. Бюджетная политика РФ в 2008 г. и направления её совершенствования 25
3.2. Анализ реализации основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Содержание
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. В современной экономической обстановке реформа бюджетной системы актуальна как в целом для государства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении.
Цель и задачи курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования является бюджет страны как экономическая категория. Предмет исследования – роль бюджета в национальной экономической системе.
Анализ литературы, проведенный в процессе подготовки курсовой работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения бюджета страны, его роль в национальной экономической системе находится в центре внимания российских специалистов.
В процессе подготовки курсовой работы были использованы труды отечественных ученых-экономистов, научная и учебная литература, всемирная сеть Интернет.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Бюджет как правовая категория - это закрепленная законом форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Сущность государственного бюджета раскрывается наиболее полно в следующих определениях:
- государственный
бюджет - централизованный фонд
- бюджет как экономическая категория имеет соответствующее материальное воплощение. Бюджетные отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств государства, формирование и использование которого выражается через движение стоимости в связи с ее распределением. Этот процесс представляется в виде потоков мобилизуемых и потребляемых государством денежных ресурсов;
- по экономической
сущности государственный
- государственный бюджет - основной финансовый план государства - играет ведущую роль в системе финансовых планов
- государственный
бюджет - центральное звено финансовой
системы, в котором объединяютс
- государственный бюджет
- самый крупный
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется:
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.
Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Аккумуляция средств
в бюджете позволяет
Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.
Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности – осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.
При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, Может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.
Политика корректировки государственного бюджета направлена на изменение его состояний в целях достижения баланса (равновесия) доходов и расходов. В идеале (желаемом всеми состоянии) государство должно способствовать тождественной реализации интересов тех, кто получает доходы и несет расходы (при прочих равных условиях, например, при не обмане, не нарушении прав гражданина, не насилии и т.д.). В конкретной (практической) ситуации, конечно, трудно представить себе подчиненность вероятностных рыночных макроэкономических процессов воле государства. В связи с этим возникают отклонения, приводящие к относительным (большим или меньшим) уровням реализации финансовых интересов участников рынка. Совокупность подобного рода состояний определяет несбалансированность (дефицит или избыток) государственных денежных фондов.
Рис. 1.1. Состояние государственного бюджета и методы его корректировки4
Из рис. 1.1 следует, что в реальной макроэкономике возможны сложные комбинации, когда активные бюджеты одних участников рынка возникают вместе с дефицитными бюджетами других его участников. Если полагать, что это результат рациональных (отвечающих основным целям макроэкономики) усилий участников рынка, то возможны такие выводы:
— существуют механизмы, обеспечивающие приоритет финансовых преимуществ и выгод одних участников рынка в сравнении с другими участниками по причинам конкурентного взаимодействия;
— финансовые взаиморасчеты участников рынка обеспечиваются как рыночными, так и не рыночными источниками при ведущей роли первых;
— в оптимуме финансовые взаиморасчеты должны быть направлены на обеспечение общего макроэкономического равновесия, включая и бюджетное равновесие.
Таким образом, в своем нормальном развитии политика государственных финансов должна способствовать принятию рациональных стратегий поведения в области формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней и участников экономики.
В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: