Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета в национальной экономической системе 5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета страны 5
1.2. Общественные функции и признаки бюджета 10
1.3. Бюджетное устройство страны 15
Глава 2. Структура государственного бюджета РФ в 2006 - 2007 гг. 20
2.1.Доходы федерального бюджета в 2006 – 2007 гг. 20
2.2 Расходы федерального бюджета в 2007 г. 23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования бюджета Российской Федерации 25
3.1. Бюджетная политика РФ в 2008 г. и направления её совершенствования 25
3.2. Анализ реализации основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

5914.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)
  • классификацию доходов бюджетов РФ;  
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на принципах:

  1. принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;
  2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различных уровней;
  3. принцип самостоятельности бюджетов,
  4. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;
  6. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, означающий необходимость достижения заданных результатов при минимальном расходе средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
  7. принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;
  8. принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
  9. принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов;
  10. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей10.

Глава 2. Структура государственного бюджета РФ в 2006 - 2007 гг.

2.1.Доходы федерального бюджета в 2006 – 2007 гг.

 

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • собственные неналоговые доходы;
  • остаток средств на конец предыдущего года;
  • доходы от бюджетных фондов;
  • прочие доходы.

Таблица 2.1

Доходы Федерального бюджета РФ в 2006-2007 годах. [2,3]

Доходы

Сумма, тыс.руб.

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Темпы роста, %

2006

2007

1

2

3

4

5

Доходы всего

5 046 058 500,0

6 964 835 200,0

1 918 776 700,00

38,02526

Налоговые доходы

4 275 407 400,00

5 958 295 600,00

1 682 888 200,00

39,36205

Из них:

Налог на прибыль

344 838 100,0

580 408 800,0

235 570 700,00

68,31342

Налоги и взносы на социальные нужды

302 090 200,0

368 773 900,0

66 683 700,00

22,0741

Налоги на товары работы услуги

реализуемые на территории РФ

1 212 247 500,0

1 485 042 900,0

272 795 400,00

22,50328

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

753 309 000,0

1 068 990 200,0

315 681 200,00

41,90594

Доходы от ВЭД

1 662 922 600,0

2 455 079 800,0

792 157 200,00

47,63644

Неналоговые доходы

180 178 600,00

4 989 700,00

-175 188 900,00

-97,2307


Окончание таблицы 2.1.

1

2

3

4

5

Из них:

Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной и

 муниципальной собственности

85 769 000,0

99 780 600,0

14 011 600,00

16,33644

Доходы от оказания платных  услуг

 и компенсации затрат государства

89 837 800,0

118 694 600,0

28 856 800,00

32,121

Доходы от продажи  материальных

 и нематериальных активов

1 328 300,0

2 231 300,0

903 000,00

67,98163

Прочие неналоговые  доходы

3 243 500,0

2 758 400,0

-485 100,00

-14,9561


 

Таким образом, на основе анализа данных таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы:

1) наибольший прирост доходов  бюджета в 2007 г. по сравнению  с 2006 г. дала статья «Налог  на прибыль» - 68,31%, наименьший прирост  дала статья «Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной и  муниципальной собственности» - 16, 33%. Это означает, что государственное и муниципальное имущество используется недостаточно эффективно и в дальнейшем следует искать резервы для более эффективного использования государственного и муниципального  имущества.

2) отрицательный рост наблюдался  по статье «Неналоговые доходы» - (-97, 23%). Это говорит о весьма негативной тенденции: рост доходов бюджета происходит только за счет налоговых поступлений. Управление другими статьями доходов бюджета ведется весьма неэффективно, что отрицательно сказывается на общей структуре доходов бюджета.

Поступление дохода, соответственно, в размере 33,923 968 млрд. рублей, 22,064 млрд. рублей, 33,927 млрд. рублей  обеспечивала Федеральная налоговая служба, в  размере 814,917 млрд. рублей, 554, 326 млрд.рублей, 393,847,млрд. рублей  обеспечивает Федеральная таможенная служба.

Поступление налога в  федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 320,594 млрд. рублей, 318,827 млрд. рублей, 314, 032 млрд. рублей, соответственно.

Поступление пошлины  в федеральный бюджет за вычетом  отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 255,193 млрд. рублей, 188,056 млрд. рублей, 581,943 млрд. рублей, соответственно.

Наиболее значимыми  доходами федерального бюджета в 2007 г. в соответствии с законом о федеральном бюджете на этот год являются: доходы от внешнеэкономической деятельности; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; налог на товары, ввозимые на территорию РФ; налог на прибыль.

В таблице 2.2. дается структура  доходов  федерального бюджета в 2007 г.

Таблица 2.2

Доходы федерального бюджета РФ на 2007 г.[2,3]

Виды доходов

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %

Налоговые доходы, всего

4 242 963 000,00

60,91557

Налоги на прибыль, доходы

580 408 800,00

8,33

Налоги и взносы на социальные нужды

368 773 900,00

5,29

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

1 485 042 900,00

21,32

Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации

713 432 800,00

10,24

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1 068 990 200,00

15,35

Государственная пошлина, сборы

26 314 400,00

0,38

Неналоговые доходы, всего

2 721 872 200,00

39,07751

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

 

2 455 079 800,00

 

35,25

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

99 780 600,00

1,43

Платежи при пользовании природными ресурсами

37 373 200,00

0,54

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

118 694 600,00

1,70

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2 231 300,00

0,03

Административные платежи и  сборы

3 782 200,00

0,05

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2 172 100,00

0,03

Прочие неналоговые доходы

2 758 400,00

0,04

Целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей

482 000,00

0,01

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 965 317 200,00

100


 

Данные свидетельствуют, что почти 61 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 35 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья в федеральный бюджет поступает 50 %, акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - 40 % и т.п.

2.2 Расходы  федерального бюджета в 2007 г.

 

Расходы федерального бюджета  – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы  федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета  классифицируют:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

Таблица 2.3

Расходы Федерального бюджета  РФ в 2007 году. [3]

Расходы

Сумма, руб.

Удельный вес  в % от суммы расходов

Расходы всего

5 463 479 900,0

-

Общегосударственные вопросы

808 196 478,2

14,79

Национальная  оборона

822 035 929,6

15,05

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

662 867 227,2

12,13

Национальная экономика

497 229 532,4

9,10

Жилищно-коммунальное хозяйство

53 024 456,1

0,97

Образование

277 939 330,1

5,09

Здравоохранение и спорт

206 373 527,5

3,78

Социальная  политика

215 565 757,4

3,95

Межбюджетные  трансферты

1 844 346 454,2

33,76

Информация о работе Бюджетная система РФ