Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,
Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета в национальной экономической системе 5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета страны 5
1.2. Общественные функции и признаки бюджета 10
1.3. Бюджетное устройство страны 15
Глава 2. Структура государственного бюджета РФ в 2006 - 2007 гг. 20
2.1.Доходы федерального бюджета в 2006 – 2007 гг. 20
2.2 Расходы федерального бюджета в 2007 г. 23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования бюджета Российской Федерации 25
3.1. Бюджетная политика РФ в 2008 г. и направления её совершенствования 25
3.2. Анализ реализации основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета большее место занимают межбюджетные трансферты (33,76 %), также довольно крупную часть расходов федерального бюджета составляют такие статьи как национальная оборона (15,05 %), общегосударственные вопросы (14,79 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (12,13 %).
Проект федерального бюджета впервые сформирован на три года в форме федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», что соответствует Бюджетному посланию, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации.
· Проект федерального бюджета сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам.
· Допущены отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы, установленных на 2008 и 2009 годы, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.
· Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является рост процентных расходов со 156,8 млрд. рублей в 2007 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году.
· Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста ВВП.
· Требуют дополнительного обоснования предусматриваемое на 2009 и 2010 годы снижение расходов федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов, по разделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации «Культура, кинематография и средства массовой информации», а также динамика прироста непроцентных расходов федерального бюджета по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство».
· В 2009 - 2010 годах
предусматривается сокращение доли
расходов на федеральные целевые
программы и Федеральную
· Планируемый в 2010 году рост межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) в 2,85 раза по сравнению с аналогичным показателем 2007 года свидетельствует об усилении зависимости бюджета ПФР от финансовой помощи из федерального бюджета.
· Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) на фоне увеличения абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного долга, а также роста совокупного внешнего долга страны. В сложившихся условиях увеличение заимствований и дальнейшее наращивание объемов Резервного фонда требуют дополнительного обоснования.
В Бюджетном
послании определены основные задачи
совершенствования налогового законодательства,
направленного на создание благоприятных
условий для функционирования коммерческих
организаций в социально
Вместе с тем до настоящего времени в Налоговый кодекс Российской Федерации не внесены изменения, направленные на урегулирование налогообложения некоммерческих организаций.
Не приняты меры по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров.
Не принято
решение о создании в Российской
Федерации института
Не создана в полном объеме необходимая законодательная база для совершенствования пенсионной системы.
Не в полной мере реализуется в законопроекте поставленная в Послании Президента Российской Федерации задача выделения в 2008 году 200 млрд. рублей на обеспечение делегируемых федеральным центром полномочий региональным администрациям. В проекте федерального бюджета предусмотрено 163,2 млрд. рублей в виде субсидий на обеспечение исполнения регионами делегируемых полномочий, или 81,6 %.
Законопроект в основном сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
Концептуальными и характерными структурными особенностями проекта федерального бюджета являются:
Анализ соответствия доходов и расходов федерального бюджета на 2008 – 2010 годы и перспективного финансового плана (далее – финплан) на 2007 – 2009 годы представлен на рис. 3.1-3.2.
Проектом федерального бюджета на 2008 - 2010 годы прогнозируется снижение общего объема доходов в 2008 году на 6,6 %, в 2009 году на 4,25 % и предусматривается увеличение общего объема расходов в 2008 году на 7,8 % и в 2009 году на 10,9 % по сравнению с соответствующими показателями перспективного финансового плана.
Допущенные отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана, установленных на 2008 и 2009 годы, свидетельствуют о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.
Рис. 3.1. Доходы федерального бюджета на 2008-2010 [26]
Рис. 3.2. Расходы федерального бюджета на 2008-2010 [26]
В соответствии с представленными основными параметрами бюджетной системы на 2008 - 2010 годы доходы бюджетной системы в 2008 году составят 11 847,74 млрд. рублей и их доля в ВВП (33,98 %) снизится к 2010 году до 32,77 % ВВП, или на 1,21 процентного пункта.
Расходы бюджетной системы в 2008 году составят 11 705,90 млрд. рублей, и их доля в ВВП (33,57 %) уменьшится к 2010 году до 32,54 % ВВП, или на 1,03 процентного пункта.
Доля доходов федерального бюджета в ВВП сократится с 18,9 % в 2008 году до 18 % в 2010 году, доля расходов - с 18,8 % до 18 % соответственно.
Доля доходов
федерального бюджета в общей
сумме доходов бюджетной систем
Проект федерального бюджета на 2008 - 2010 годы сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам.
Общий объем доходов проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 644,4 млрд. рублей, что ниже законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 320,9 млрд. рублей, или на 4,6 %. За период с 2009 по 2010 год рост доходов составит 1 445,5 млрд. рублей, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 821,0 млрд. рублей, или на 12,4 %, в 2010 году - на 624,5 млрд. рублей, или на 8,4 %.
Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета с 2008 по 2010 год снизится на 1,5 %, а ненефтегазовых доходов увеличится на 34,7 %. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.
По расчетам к прогнозу, при возрастании цены на нефть марки «Юралс» в 2008 – 2010 годах до 62 долларов США за баррель увеличится темп прироста ВВП, что, по расчетам Счетной палаты, приведет к увеличению номинального объема ВВП.
Динамика изменения доходов, поступивших в федеральный бюджет, представлена на Рис.3.3.
Рис. 3.3. Динамика изменения доходов федерального бюджета на 2008-2010 [26]
Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 39,8 % (29,7 % в 2007 году), таможенных пошлин 26,3 % (34,4 %), НДПИ – 10,5 % (14,9 %), налога на прибыль организаций – 8 % (8,3 %), акцизов – 2,4 % (1,8 %).
Общий объем расходов в проекте федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 570,3 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 1 106,8 млрд. рублей, или на 20,3 %.
Прирост расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год в номинальном выражении составит 2 626,4 млрд. рублей, или 48,1 %.
При этом темпы
роста расходов в трехлетнем бюджетном
периоде снижаются как в
Темпы роста расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами в реальном выражении составят в 2008 году 111,9 %, в 2009 году -106 %, в 2010 году - 102,1 %.
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 годы представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Характеристики проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 гг.[26]
Основные характеристики проекта федерального бюджета |
2007 год (закон) |
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Доходы |
6965,3 |
22,3 |
6 644,4 |
19,0 |
7 465,4 |
18,8 |
8 089,9 |
18,1 |
Нефтегазовые доходы |
2992,2 |
9,6 |
2 383,1 |
6,8 |
2 351,9 |
5,9 |
2 348,3 |
5,24 |
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
3973,1 |
12,7 |
4 261,3 |
12,2 |
5 113,5 |
12,9 |
5 741,6 |
12,81 |
Расходы |
5463,5 |
17,5 |
6 570,3 |
18,8 |
7 451,2 |
18,8 |
8 089,9 |
18,1 |
Ненефтегазовый дефицит |
- |
- |
- 2 309 |
6,6 |
- 2 337,7 |
5,9 |
- 2348,3 |
5,24 |
Нефтегазовый трансферт |
- |
- |
2 135,0 |
6,1 |
2 103,6 |
5,3 |
2 016,0 |
4,5 |
Источники финансирования дефицита |
- |
- |
174,0< |