Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета в национальной экономической системе 5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета страны 5
1.2. Общественные функции и признаки бюджета 10
1.3. Бюджетное устройство страны 15
Глава 2. Структура государственного бюджета РФ в 2006 - 2007 гг. 20
2.1.Доходы федерального бюджета в 2006 – 2007 гг. 20
2.2 Расходы федерального бюджета в 2007 г. 23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования бюджета Российской Федерации 25
3.1. Бюджетная политика РФ в 2008 г. и направления её совершенствования 25
3.2. Анализ реализации основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

5914.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета большее место занимают межбюджетные трансферты (33,76 %), также довольно крупную часть расходов федерального бюджета составляют такие статьи как национальная оборона (15,05 %), общегосударственные вопросы (14,79 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (12,13 %).

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  функционирования бюджета Российской Федерации

3.1. Бюджетная политика РФ в 2008 г. и направления её совершенствования

 

Проект федерального бюджета впервые сформирован  на три года в форме федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», что  соответствует Бюджетному посланию, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации.

· Проект федерального бюджета сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам.

· Допущены отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы, установленных на 2008 и 2009 годы, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.

· Характерной  особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является рост процентных расходов со 156,8 млрд. рублей в 2007 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году.

· Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста ВВП.

· Требуют дополнительного  обоснования предусматриваемое  на 2009 и 2010 годы снижение расходов федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов, по разделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации «Культура, кинематография и средства массовой информации», а также динамика прироста непроцентных расходов федерального бюджета по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство».

· В 2009 - 2010 годах  предусматривается сокращение доли расходов на федеральные целевые  программы и Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) в общих  расходах федерального бюджета, а также  повышение доли непрограммной части  в общих расходах ФАИП.

· Планируемый  в 2010 году рост межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета Пенсионному  фонду Российской Федерации (ПФР)  в 2,85 раза по сравнению с аналогичным показателем 2007 года свидетельствует об усилении зависимости бюджета ПФР от финансовой помощи из федерального бюджета.

· Характерной  особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является формирование Резервного фонда и Фонда будущих  поколений (Фонда национального  благосостояния) на фоне увеличения абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного долга, а также роста совокупного внешнего долга страны. В сложившихся условиях увеличение заимствований и дальнейшее наращивание объемов Резервного фонда требуют дополнительного обоснования.

В Бюджетном  послании определены основные задачи совершенствования налогового законодательства, направленного на создание благоприятных  условий для функционирования коммерческих организаций в социально значимых областях, снижение масштабов уклонения  от налогообложения, стимулирование потребления более качественных товаров.

Вместе с  тем до настоящего времени в Налоговый  кодекс Российской Федерации не внесены  изменения, направленные на урегулирование налогообложения некоммерческих организаций.

Не приняты  меры по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более  качественных товаров.

Не принято  решение о создании в Российской Федерации института консолидированной  налоговой отчетности.

Не создана  в полном объеме необходимая законодательная база для совершенствования пенсионной системы.

Не в полной мере реализуется в законопроекте  поставленная в Послании Президента Российской Федерации задача выделения  в 2008 году 200 млрд. рублей на обеспечение  делегируемых федеральным центром  полномочий региональным администрациям. В проекте федерального бюджета предусмотрено 163,2 млрд. рублей в виде субсидий на обеспечение исполнения регионами делегируемых полномочий, или 81,6 %.

Законопроект  в основном сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.

Концептуальными и характерными структурными особенностями  проекта федерального бюджета являются:

  • разделение доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы;
  • утверждение в расходах федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5 и 5 %  общего объема расходов;
  • утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • утверждение  объема нефтегазового трансферта;
  • формирование на базе Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в составе остатков средств федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Анализ соответствия доходов и расходов федерального бюджета на 2008 – 2010 годы и перспективного финансового плана (далее – финплан)  на 2007 – 2009 годы представлен на рис. 3.1-3.2.

Проектом федерального бюджета на 2008 - 2010 годы прогнозируется снижение общего объема доходов в 2008 году на 6,6 %, в 2009 году на 4,25 % и предусматривается увеличение общего объема расходов в 2008 году на 7,8 % и в 2009 году на 10,9 % по сравнению с соответствующими показателями перспективного финансового плана.

Допущенные  отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана, установленных на 2008 и 2009 годы, свидетельствуют о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.

Рис. 3.1. Доходы федерального бюджета на 2008-2010 [26]

Рис. 3.2. Расходы  федерального бюджета на 2008-2010 [26]

В соответствии с представленными основными  параметрами бюджетной системы  на 2008 - 2010 годы доходы бюджетной системы  в 2008 году составят 11 847,74 млрд. рублей и их доля в ВВП (33,98 %) снизится к 2010 году до 32,77 % ВВП, или на 1,21 процентного пункта.

Расходы бюджетной  системы в 2008 году составят 11 705,90 млрд. рублей, и их доля в ВВП (33,57 %) уменьшится к 2010 году до 32,54 % ВВП, или на 1,03 процентного пункта.

Доля доходов  федерального бюджета в ВВП сократится с 18,9 % в 2008 году до 18 % в 2010 году, доля расходов - с 18,8 % до 18 % соответственно.

Доля доходов  федерального бюджета в общей  сумме доходов бюджетной системы Российской Федерации за период с 2008 по 2010 год снизится с 56,1 % в 2008 году до 55,5 % в 2010 году, или на 0,6 процентного пункта, доля расходов снизится за этот период с 56,1 % до 55,5 %, или на 0,6 процентного пункта.

Проект федерального бюджета на 2008 - 2010 годы сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам.  

Общий объем  доходов проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 644,4 млрд. рублей, что ниже законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 320,9 млрд. рублей, или на 4,6 %. За период с 2009 по 2010 год рост доходов составит 1 445,5 млрд. рублей, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 821,0 млрд. рублей, или на 12,4 %, в 2010   году -  на 624,5 млрд. рублей, или на 8,4 %.

Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета с 2008 по 2010 год снизится на 1,5 %, а ненефтегазовых доходов увеличится на 34,7 %. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

По расчетам к прогнозу, при возрастании цены на нефть марки «Юралс» в 2008 – 2010 годах до 62 долларов США за баррель увеличится темп прироста ВВП, что, по расчетам Счетной палаты, приведет к увеличению номинального объема ВВП. 

Динамика изменения  доходов, поступивших в федеральный  бюджет, представлена на Рис.3.3.

Рис. 3.3. Динамика изменения доходов федерального бюджета на 2008-2010 [26]

Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 году по-прежнему будут составлять  доходы  от уплаты  НДС – 39,8 % (29,7 % в 2007 году),  таможенных  пошлин 26,3 % (34,4 %), НДПИ – 10,5 % (14,9 %), налога на прибыль организаций – 8 % (8,3 %), акцизов – 2,4 % (1,8 %).

Общий объем  расходов в проекте федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 570,3 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 1 106,8 млрд. рублей, или на 20,3 %.

Прирост расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год в номинальном выражении составит  2 626,4 млрд. рублей, или 48,1 %.

При этом темпы  роста расходов в трехлетнем бюджетном  периоде снижаются как в номинальном, так и особенно в реальном выражении.

Темпы роста расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами в реальном выражении составят в 2008 году 111,9 %, в 2009 году -106 %, в 2010 году - 102,1 %.

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 годы представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Характеристики проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 гг.[26]

Основные характеристики проекта федерального бюджета

2007 год

(закон)

2008 год

2009 год

2010 год

 

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы 

6965,3

22,3

6 644,4

19,0

7 465,4

18,8

8 089,9

18,1

Нефтегазовые доходы

2992,2

9,6

2 383,1

6,8

2 351,9

5,9

2 348,3

5,24

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

3973,1

12,7

4 261,3

12,2

5 113,5

12,9

5 741,6

12,81

Расходы

5463,5

17,5

6 570,3

18,8

7 451,2

18,8

8 089,9

18,1

Ненефтегазовый дефицит

-

-

- 2 309

6,6

- 2 337,7

5,9

- 2348,3

5,24

Нефтегазовый трансферт

-

-

2 135,0

6,1

2 103,6

5,3

2 016,0

4,5

Источники финансирования дефицита

-

-

174,0<



Информация о работе Бюджетная система РФ