Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
• дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
• рассмотреть теоретические основы бюджетной системы;
• определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетная система РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджетной системы РФ……………………..….…..5
1.2. Принципы построения бюджетной системы………………..………….…..9
2. Структура бюджетной системы……………………………….……………..13
2.1. Отдельные звенья бюджетной системы и их характеристика…………...13
2.2. Цели бюджетной политики на 2012-2013 гг……………………….……..16
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансы, денежное обращение и кредит.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П. А. СТОЛЫПИНА»

 

 

 

Кафедра финансов, кредита и налогообложения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

на тему: «Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса, 1 группы,

заочной формы обучения,

специальности 080107.65

Велиева М. И.

Руководитель: Сотникова О. В.

 

 

 

 

 

Саратов 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Бюджетная система РФ………………………………………………………...5

1.1. Сущность и функции бюджетной системы РФ……………………..….…..5

1.2. Принципы построения бюджетной системы………………..………….…..9

2. Структура бюджетной системы……………………………….……………..13

2.1. Отдельные звенья бюджетной системы и их характеристика…………...13

2.2.  Цели бюджетной политики на 2012-2013 гг……………………….……..16

Заключение………………………………………………………………………21

Библиографический список…………………………………………………….23

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее  время Российская Федерация находится  в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно  и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и  структурам экономического регулирования  государства. Одним из механизмов регулирования  является бюджетная система государства  и включённый в нее государственный  бюджет.

Бюджетная система как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь  всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Цель данной курсовой работы состоит  в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений  развития бюджетной политики на перспективу.

Задачи работы диктуются поставленной целью:

    • дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
    • рассмотреть теоретические основы бюджетной системы;
    • определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Степень изученности проблемы. При  подготовке настоящего исследования были использованы труды отечественных  и зарубежных авторов. Теоретическую  основу курсовой работы составили в  основном труды отечественных исследователей, рассматривавших проблемы правоотношений в бюджетной сфере и общие  вопросы финансового контроля.

Прежде всего, это труды И.А. Белобжецкого, В.П. Беляева, Э.А. Вознесенского, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой.

Объектом исследования является рассмотрение бюджетной системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Предметом исследования являются: бюджетная  система, принципы ее построения и функции.

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

 

1.1. Сущность и функции бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система – главное  звено финансовой системы государства.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный  бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование  денежных ресурсов. С помощью бюджетных  средств государственные и местные  органы власти получают финансовые ресурсы  на содержание аппарата власти, органов  обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение  экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед  обществом через органы власти1.

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.

Любые колебания или изменения  этого базиса приводят к нарушению  экономической, хозяйственной и  социальной жизни общества. По экономической  сущности бюджет представляет собой  денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его  возникновение и развитие связано  с зарождением, формированием и  развитием политического строя  государства. Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения  в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

По своей структуре, с одной  стороны, бюджет - это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового  обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с  бюджетной классификацией. С точки  зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства2.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета  в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки  экономической сферы, комплексных  целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев  населения.

Регулирующая и стимулирующая  функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства3.

Функция планирования бюджетов предполагает:

  • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
  • определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
  • разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
  • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
  • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

  • определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
  • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
  • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
  • разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
  • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
  • определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

 

1.2. Принципы построения бюджетной системы

 

Построение бюджетной системы  РФ основано на конституции РФ и  конституциях республик в составе  РФ.

Функционирование бюджетной системы  основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

Информация о работе Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения