Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
• дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
• рассмотреть теоретические основы бюджетной системы;
• определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетная система РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджетной системы РФ……………………..….…..5
1.2. Принципы построения бюджетной системы………………..………….…..9
2. Структура бюджетной системы……………………………….……………..13
2.1. Отдельные звенья бюджетной системы и их характеристика…………...13
2.2. Цели бюджетной политики на 2012-2013 гг……………………….……..16
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансы, денежное обращение и кредит.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут  оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного  медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два  года.

Важнейшим приоритетом бюджетной  политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

Объемы финансирования образования  позволят  обеспечить переход к  образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной  экономики; решение проблем, связанных  с оптимизацией сети образовательных  учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения  частного сектора в отрасль и  увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные  изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в  вузах сократится на 20-30%.

Общий объем ассигнований на поддержку  культуры, кинематографии и средств  массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

Это позволит обеспечить проведение мероприятий по обеспечению сохранности  и доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой  молодежи.

Отдельное внимание будет уделяться  интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе  за счет бюджетной поддержки участия  России в мероприятиях мирового уровня.

Предусмотренные в федеральном  бюджете ассигнования обеспечат  продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное  и региональное значение.

Реализация федеральных целевых  программ (ФЦП) и непрограммной части  федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной  перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных  ограничений. В 2011 году планируется  реализация 43 действующих федеральных  программ, а в 2012 году – 37.

Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления  доходов от повышения акцизов  на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный  бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство  и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых  в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный  дорожный фонд.

Необходимо отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к  ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП  до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к  ВВП. Ожидается, что в ближайшие  три года дефицит последовательно  снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и  до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  с учетом погашения и привлечения  бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию  на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.

В среднесрочной перспективе сохраняется  необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов  субъектам Российской Федерации, которые  должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных  и муниципальных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сложившаяся бюджетная система  РФ недостаточно хорошо обеспечивает рациональное и целевое использование  бюджетных средств, что связано  с относительно высоким уровнем  коррупции в стране. Необходимость  совершенствования и развития бюджетной  системы назрела уже давно. Возможно, что новая президентская кампания уделит больше внимания этой застарелой проблеме. Например, следует увеличить  штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организаций  и иных должностных лиц) за нецелевое  использование бюджетных средств. Целесообразно также навсегда (а  не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответственности  за нецелевое использование бюджетных  средств, занимать руководящие посты  в бюджетных учреждениях и  организациях. Следует пересмотреть УК РФ с тем, чтобы ввести статью, предусматривающую уголовную ответственность  лиц, осуществляющих финансовый контроль за формированием и расходованием  бюджетных средств, за неисполнение ими своих должностных обязанностей.

Любые действия, направленные на обеспечение  сбережения бюджетных средств и  их целевого расходования, следует  рассматривать, прежде всего, как действия, направленные на уменьшение уровня коррумпированности государственных служащих, что, несомненно, вызовет одобрение в обществе.

Необходимо постоянно совершенствовать систему проведения государственных  закупок товаров, работ и услуг  на средства из государственного бюджета. Такие закупки должны проводиться  исключительно на конкурсной основе с объективной оценкой всех участников конкурса. К сожалению, зачастую победители определяются еще до официального объявления конкурса, поэтому в настоящее время такого рода конкурсы или тендеры носят чисто формальный характер.

Таким образом, необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности, при  этом, несмотря на то, что преобразование бюджетной системы это сложный, длительный и весьма болезненный процесс, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.

И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению  к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя  его сбалансированности и осуществляя  достаточный контроль за уровнем  госдолга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения  способны превратить госбюджет в  мощный стимул экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
  2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.
  3. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.
  5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.
  8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  10. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.

1 Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 24.

2 Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – с. 63.

3 Свищева В.А., Жирова Г.В. Бюджетная система России. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 27.


Информация о работе Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения