Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
• дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
• рассмотреть теоретические основы бюджетной системы;
• определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетная система РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджетной системы РФ……………………..….…..5
1.2. Принципы построения бюджетной системы………………..………….…..9
2. Структура бюджетной системы……………………………….……………..13
2.1. Отдельные звенья бюджетной системы и их характеристика…………...13
2.2. Цели бюджетной политики на 2012-2013 гг……………………….……..16
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансы, денежное обращение и кредит.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)
  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской  федерации;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;
  5. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
  2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти.

Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

2.1 Отдельные звенья бюджетной системы и их характеристика

 

Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала – около процентов. Это свидетельствует  о крайне неэффективном использовании  федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом  потенциале производственной сфере  остается достаточно высокой. В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих платежей составляет около 70%. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательский спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Косвенное налогообложение  снижает возможности воздействия  налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

Процедура утверждения и  построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре  и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма  регионов - каждый субъект Федерации  имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме  этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется  помощь из Федерального фонда поддержки  субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов  на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Основная часть финансовой помощи из федерального бюджета предоставляется  через Фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации - регионов.

Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам  Федерации станут Фонд регионального развития (софинансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка на конкурсной основе экономических и бюджетных реформ в регионах).

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные  бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой  до 60 % от суммы налогов, собранных  в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный  бюджеты, а собственные расходы  покрываются иногда лишь на 10 %. В  качестве одной из мер ля решения  вопроса бюджетного обеспечения  местных бюджетов в РФ принят закон  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных  бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы.

 

 

2.3 Цели бюджетной  политики на 2012-2013 гг

 

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет  направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

4) повышение качества человеческого  капитала;

5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная  политика должна быть главным образом  нацелена на восстановление стабильного  функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального  сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях при  безусловном исполнении принятых расходных  обязательств Российской Федерации.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

При этом для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны  наиболее острые вопросы бюджетной  устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При формировании долгосрочной бюджетной  политики необходимо учитывать, что  Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения  трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы  и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся  граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах в среднесрочной  перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это  позволит увеличить защищенность нуждающихся  в поддержке государства.

Информация о работе Бюджетная система России: общая характеристика и принципы построения