Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:25, курсовая работа
Бюджет в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов, а при его формировании и распределении вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы…………………………………...5
1.2. Типы бюджетной системы………………………………………9
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……13
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………25
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………...
Бюджетные системы различаются по степени их централизации. По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей:
1. модель децентрализованной бюджетной системы (характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов). Данная модель очень характерна для Канады;
2. умеренно централизованная (социально - ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов). Подобные модели распространены в Германии и Швейцарии;
3. максимально централизованная (социально - ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблем реализации принципа бюджетного федерализма (шведская модель)). В России в годы перестройки считался образцом шведский социализм, однако наша бюджетная система в годы реформ развивалась по пути сочетания признаков сочетания признаков европейской и американской систем, что имеет объективные основы: сформировавшаяся прежде система оплаты различных социальных льгот за счет средств бюджета, от которых сразу отказаться невозможно; деформация всей воспроизводственной структуры в годы рыночных преобразований; значительная дифференциация экономических условий в регионах; резкое снижение доли государственного сектора в экономике и нерегулярные поступления в федеральный бюджет от предприятий государственного сектора. В связи с этим многие регионы не могут обойтись без финансовой помощи из федерального бюджета [19].
Японская бюджетная система по доле государственных расходов напоминает российскую и американскую - около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но значительную и растущую часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим берут на себя фирмы. Это делает ее похожей на советскую модель. Государственное вмешательство в экономику Японии на основе финансирования приоритетных расходов в то же время характерно и для американской модели. Японская модель постепенно трансформируется, но до сих пор сохраняется в некоторых фирмах традиция пожизненного найма [5].
Для всех моделей государств с социальной доминантной характерны следующие существенные признаки:
- относительно высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет на социальные цели;
- развитие государственных и фирменных систем социальной поддержки граждан;
- высокая доля занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам;
- в целом высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения, рост уровня оплаты труда по мере роста ВВП и личного трудового вклада каждого работника;
- развитие формы массового удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем;
- приоритетное развитие нематериального производства как фактора усиления социально - реабилитационных функций общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии [19].
Бюджетная система России вобрала в себя не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем.
Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальной функции. В годы реформ от этого осталось немногое, но все же осталось, в связи, с чем профсоюзам России приходится сейчас все острее ставить вопрос о социальной ответственности бизнеса, как это практикуется в Японии. Пока что социальные функции бизнеса развиты слабо. Нередко его социальная «ответственность» выливается в рейдерский захват имущественных комплексов предприятий, включая и остатки сохраняющихся у них объектов социального характера. Именно поэтому чрезвычайно актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.
Сходство бюджетной системы России с американской системой заключается в том, что при низкой средней заработной плате гражданам навязывается американская модель оплаты многих социальных услуг, в том числе и коммунальных, за счет личного бюджета. Внедряется принцип платности всех услуг. Эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России неудачным копированием опыта США. Сходство бюджетной системы России с европейской системой заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов [6].
Структура бюджетной системы государства зависит от административного и государственного устройства страны. Опираясь на эту классификацию можно выделить три основных типа:
- унитарное (единое) государство
– это форма государственного
устройства, при которой административно-
- федеративное (объединенное) государство
– это форма государственного устройства,
при которой государственные образования
или административно-
- конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы [4].
Россия является федеративным государством, в связи с этим построение её бюджетной системы основано на Конституции РФ (ст. 71 и 132), Бюджетном кодексе РФ (ст. 10) и состоит из трех уровней:
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга.
Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов – являются самостоятельным звеном бюджетной системы Российской Федерации, формируются на федеральном и территориальном уровнях. В настоящее время они включают в себя Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды ОМС, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.
Бюджеты субъектов РФ (или региональные бюджеты) в Бюджетном кодексе РФ называются формами образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Местные бюджеты (или
бюджеты муниципальных
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские [3].
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов все уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Схема построения бюджетной системы РФ приведена на рис.1.
Рис. 1 Бюджетная система Российской Федерации
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом (таблица 1).
Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке [15].
Таблица 1
Основные параметры бюджета 2011 – 2012 гг.
млрд. рублей
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Доходы, всего |
21 218,1 |
23 122,2 |
%% к ВВП |
38,9 |
37,8 |
в том числе: |
||
Федеральный бюджет |
11 367,7 |
12 865,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
6 162,6 |
7 168,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
7 641,0 |
8 074,3 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
904,4 |
871,7 |
Расходы, всего |
20 357,6 |
22 997,8 |
%% к ВВП |
37,3 |
37,6 |
в том числе: |
||
Федеральный бюджет |
10 925,6 |
12 817,8 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
5 730,1 |
6 876,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
7 676,1 |
8 106,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
883,4 |
871,7 |
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Дефицит (-)/ профицит (+), всего |
860,5 |
124,4 |
%% к ВВП |
1,6 |
0,2 |
«Источник. Данные Росстата РФ»
В доходах бюджетной системы в 2012 году доля федерального бюджета составила 54,9 %, доля государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – 16,1 %, доля доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 29,0 %.
В расходах бюджетной системы в 2012 году доля федерального бюджета составила 36,6 %, доля государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – 26 %, доля доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 37,7 %.
На основании Основных положений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. прогнозируется снижение доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 37,7-37,4%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 38,3% до 37,0% к ВВП, сокращением дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году.
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы сократится до 50,3%, в расходах до 35,2% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской до 18,2%, в расходах до 26,6% в 2015 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования возрастет до 31,5%, доля расходов возрастет до 38,2% в 2015 году [16].
Бюджетный кодекс, который был принят в 1998 году регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов,
расходов и источников
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;