Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджет в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов, а при его формировании и распределении вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы…………………………………...5
1.2. Типы бюджетной системы………………………………………9
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……13
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………25
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ АНЯ.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Важное значение в построении межбюджетных отношений уделяется межбюджетным трансфертам, которые представляют собой средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом передача средств может осуществляться на безвозмездной основе (в форме дотаций, субвенций, или субсидий) или на возвратной основе (в форме бюджетных кредитов). В Бюджетном кодексе установлены следующие определения видов межбюджетных трансфертов:

      дотация  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;

      субвенция  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

      субсидия  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

      бюджетный  кредит — форма финансирования  бюджетных расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Основными функциями межбюджетных отношений являются:

- выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимального необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны);

- стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования [2].

В ходе проведения различных реформ в сфере межбюджетных отношений, проблемы их развития все же остаются актуальными.

Положительные изменения в межбюджетных отношениях, все-таки сохраняют существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.

Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

Стимулы для увеличения собственной доходной базы на региональном и местном уровнях невелики. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов этих бюджетов.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями [12].

Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система межбюджетного выравнивания. Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ является проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Официальным предложением по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации на период конца 2012 года является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

Обобщая основные положения Концепции можно сделать выводы о том, чтобы устранить проблемы развития межбюджетных отношений в России, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение эффективности межбюджетных отношений по следующим направлениям:

1) разработка и законодательное  разделение полномочий и уточнение  финансовых обязательств между ветвями власти всех уровней, и обеспечение соответствия нормативного правового регулирования и финансового обеспечения. Проведенное разделение полномочий по уровням в Российской Федерации характеризуется наличием несоответствия расходных обязательств собственным ресурсам, преимущественно трансфертной формой наполнения бюджетов регионов и особенно муниципальных образований, отсутствием заинтересованности и подотчетности у региональных и местных властей перед населением в качественном выполнении государственных услуг. Говоря о расходных обязательствах, следует отметить, что действующая система разграничения расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы требует корректировки и уточнения в целях вложения ответственности за обеспечение предоставленных бюджетных услуг на органы публичной власти, способных сделать это наиболее эффективно. А это предполагает, в частности, устранение дублирования функций муниципальных районов и поселений по предоставлению соответствующих услуг, формирование механизма межмуниципальной кооперации, являющегося дополнительным инструментом повышения эффективности реализации вопросов местного значения, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

2) наделение регионов  и муниципальных образований достаточными финансовыми ресурсами. Здесь возникает сразу несколько принципиальных моментов. Разнообразие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по степени экономического развития, обеспеченности ресурсами, природно-климатическим условиям проживания, численности и составу населения затрудняют формирование одновременно справедливой, эффективной и макроэкономически стабильной системы межбюджетных отношений. Применяемая в настоящее время схема распределения финансовых ресурсов удобна и относительно проста. Макроэкономическая стабильность и социальная справедливость за счет горизонтального выравнивания осуществляются посредством усиления централизации налоговых доходов. Она же порождает сохраняющийся годами комплекс основных проблем в области межбюджетных отношений.

3) формирование стимулов  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к увеличению их доходной базы. Для осуществления данного мероприятия возможно осуществление мер, направленных на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитию доходного потенциала на своей территории, и, в частности: подготовку прогнозов поступления доходов исходя из реальной ситуации в экономике, оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных, обоснованность и применение налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками и поддержку значимых для регионов отраслей экономики, наиболее подверженных кризису.

4) повышение качества  финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов должно осуществляться по линии расширения горизонта бюджетного планирования, стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами; формирования рейтинга качества финансового менеджмента, позволяющего на основе показателей оценки эффективности использования бюджетных средств увязывать полученные результаты деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления бюджетных услуг с объемом затраченных на эти цели средств.

5) консолидация усилий  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  по совместному предоставлению  государственных (муниципальных) услуг в силу того, что по объединенным территориальным образованиям, даже с невысоким финансовым потенциалом, проще осуществлять расходные полномочия (например, по коммунальным услугам, содержанию местных дорог и т.д.) [13].

6) повышение эффективности распределения финансовой помощи. Финансовая помощь должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровнях рациональной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов. Для осуществления данного мероприятия необходимо изменение механизмов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Так как предоставление большого объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности порождает иждивенческие настроения, то необходимо постепенное сокращение объемов предоставления дотаций. Следует отметить, что на практике в последнее время осуществлен значительный переход от системы распределения дотаций как основного инструмента финансового выравнивания к использованию иных инструментов бюджетного перераспределения средств в первую очередь субсидий. В отличие от дотаций, данный механизм межбюджетного регулирования более предпочтителен, так как позволяет четко устанавливать целевую направленность трансфертов и обеспечивать заинтересованность получателя трансфертов в эффективном использовании получаемых финансовых ресурсов. Выделение регионам и муниципальным образованиям субсидий призвано повысить эффективность бюджетных расходов, а также поддержать отдельные направления развития экономики и социальной сферы, стимулировать укрепление и более эффективное использование их собственной налогово-бюджетной базы. Еще одно преимущество субсидий – как инструмента межбюджетных отношений – способность целевым образом стимулировать инвестиционную активность в экономике регионов и муниципальных образований. Это позволяет перейти от финансового выравнивания к экономическому. Именно этот переход в настоящее время и определяет собой совокупность представлений об экономической эффективности межбюджетных отношений. Новый порядок распределения субсидий позволит существенно повысить социально-экономическую эффективность бюджетных расходов в целом и в части межбюджетных трансфертов, а также усилить контроль за реализацией субъектами бюджетного планирования их функций. Объединение субсидий, например по таким блокам, как социальные субсидии, инвестиционные, инфраструктурные, способствовали бы тому, чтобы субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сами бы определяли, на решение каких приоритетных задач в рамках блока их направить [11].

Рассмотрим перспективы развития межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации – Кировской области.

Губернатор Кировской области Белых Н.Ю. в своем бюджетном послании на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов предлагает следующие основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений:

- укрепление доходной базы местных бюджетов за счет передачи дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Данный механизм работает в области уже на протяжении нескольких лет и дает положительные результаты за счет заинтересованности и активизации работы местных властей по увеличению объема собственных доходов. В целях дальнейшего укрепления налоговой базы местных бюджетов, а также с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается увеличить норматив отчислений  
в бюджеты муниципальных районов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 50%, сейчас это 10%, а также установить единый норматив по акцизам на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, спирт и пиво в бюджеты муниципальных районов в размере 5%. Передача дополнительных нормативов позволит направить в бюджеты муниципальных районов только в 2012 году дополнительно 210 млн. рублей;

- продолжение реализации механизмов для поощрения самостоятельности и инициативности органов местного самоуправления, в том числе стимулирования самообложения граждан. На сегодняшний день самообложение граждан введено в 213 поселениях, что составляет  
почти 60% от общего количества поселений области. В большей степени этому способствовало решение о софинансировании со стороны областного бюджета. Поэтому необходимо продолжить данную практику исходя из соотношения: один рубль, собранный муниципальными образованиями, и один рубль, дополнительно выделяемый из областного бюджета;

- продолжение  программы поддержки местных инициатив. Необходимо продолжить и развивать этот механизм, подключив к реализации проектов не только поселения, но и сами муниципальные районы;

- заложение в бюджете дотации на стимулирование муниципалитетов с объемом не менее 60 млн. рублей, такой своеобразный грант;

- изменение соотношение объемов предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на выравнивание, предоставляемой с учетом индивидуальных особенностей каждого муниципального образования, и как минимум свести его до 50% [18]

Таким образом, мы видим, что в настоящее время формирование межбюджетных отношений как эффективной системы не закончено. Необходима их дальнейшая корректировка и совершенствование, что обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации