Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития
1.1 Понятие государственного бюджета, его расходы.
1.2 Классификация бюджетных расходов и ее значение.
1.3 Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы.
1.4 Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений.
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3 Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам (Автосохраненный).docx

— 81.27 Кб (Скачать файл)

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных  в установленном порядке.

Назначение бюджетной классификации  проявляется в том, что она  используется:

1) для составления, утверждения  и исполнения бюджетов всех  уровней,

2) для осуществления контроля  за выделением и расходованием  бюджетных средств,

3) для обеспечения необходимой  сопоставимости показателей бюджетов  всех уровней,

4) для составления консолидированных  бюджетов всех уровней государства.

Основой бюджетной классификации  служит группировка показателей. Выбор  критериев группировки показателей  строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном.

Роль бюджетной классификации  в бюджетной системе страны заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

В соответствии с законодательством  государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.

Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация  — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группированных кодов.

Впервые в России бюджетная  классификация утверждена законодательным актом — Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. До принятия этого Закона бюджетная классификация утверждалась Министерством финансов РФ.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве  видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Требование единства классификации сочетается с определенными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.

Структура расходов бюджетной системы значительно изменилась в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям обусловила движение уровня бюджетного финансирования народного хозяйства. Ассигнования на социально-культурные мероприятия хотя и занимают значительный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях экономического кризиса они не только не обеспечивают необходимой финансовой базы в гой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам от других расходов. Между тем заметно возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.

 Расходная часть бюджетной  системы включает следующие основные  направления. Это расходы на:

— содержание органов государственной  власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;

— финансирование отраслей народного хозяйства;

— охрану окружающей природной  среды;

— социально-культурную сферу;

— науку;

— международную деятельность.

Подробная конкретизация  расходов бюджетной системы определена в Федеральном законе «О бюджетной  классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. В соответствии с  этой классификацией представительными органами государственной власти и местного самоуправления ежегодно утверждаются суммы доходов каждого из бюджетов.

В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.

Экономическая классификация — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются три крупных подразделения: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд внутри страны, государственных кредитов иностранным государствам).

Наиболее объемная по содержанию — ведомственная классификация. Она включает перечень прямых получателей средств бюджета (министерств, государственных комитетов и т.д.), распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Однако в Законе ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. А в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов такая классификация утверждается соответствующими Представительными органами субъектов РФ или местного самоуправления.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные  расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в  воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы

 Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально - экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

- бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких - либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Существуют два канала финансового обеспечения - ведомственно-корпоративный  и территориальный.

Ведомственно-корпоративный принцип обеспечения финансовыми ресурсами используется для наделения средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

В широком смысле расходы  бюджетных средств есть система  распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленными способами.

Рассмотрим некоторые  формы бюджетного финансирования.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня

Государственный кредит как экономическая категория охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.

Все эти принципы отражены в законодательстве и находят  свое проявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определенный финансовый год. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. говорится о включении в бюджеты соответствующего уровня ассигнований на финансирование деятельности органов представительной и исполнительной власти (ст. 16), об отнесении на федеральный (республиканский бюджет РФ) расходов по содержанию судов. Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления закреплена в Законе РФ «Об основах бюджетных прав...», в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативных актах.

 

 

 

 

1.4 Проблемы бюджетного финансирования и пути их решения

Проблемы современной  бюджетной политики России всецело  определяются характером и особенностями:

1. государственно-экономического  устройства бывшего СССР (федерализм с формальной стороны и унитаризм – с фактической);

2. перехода от административно-командной  системы хозяйствования к рыночной;

3. будущего социально-экономического  устройства (неясность общего направления  и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).

Сейчас в России идет борьба между развивающимся частным  капиталом (холдингами, банками, корпорациями и др.), классом предпринимателей и собственников, в значительной степени захватившим экономическую власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным аппаратом, ощущающим негативное влияние утраты экономической власти, - с другой.

Все сказанное непосредственно  затрагивает экономическую основу государства – бюджет, обнажая его слабые стороны и недостатки.

 Проблемы финансирования  бюджетной сферы и пути их решения  
А). Недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме

1. Переход от всеобщей  социальной защиты к адресному  социальному обеспечению только  наиболее нуждающихся слоев населения  
         2. Повышение эффективности социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат  
         3. Сокращение сети бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги  
         4. Контроль за эффективностью и результативностью социальных расходов.  
Б). Практически все статьи социальных расходов финансируются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социальной поддержки населения (низкая зарплата работников социальной сферы, недофинансирование системы здравоохранения, образования и культуры)

Информация о работе Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития