Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства.
Введение
Глава 1. Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития
1.1 Понятие государственного бюджета, его расходы.
1.2 Классификация бюджетных расходов и ее значение.
1.3 Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы.
1.4 Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений.
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3 Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы
Заключение
Литература
- обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи
- развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
-оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;
-формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.
Общий объем бюджетных ассигнований на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2009 году составил 348,2 млрд. рублей, в 2010 году - 408,9 млрд. рублей, в 2011 году - 423,0 млрд. рублей, в том числе на здравоохранение - соответственно 329,4, 392,9 и 406,4 млрд. рублей. Объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос в 1,53 раза, а в 2011 году - в 1,88 раза.
В 2009-2011 гг. продолжается реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составили в 2009-2011 годах 286,2 млрд. руб.
Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение предста
Основными видами расходов
по социальному обеспечению
К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся:
• пенсия по старости;
• пенсия за выслугу лет;
• пенсия по инвалидности.
Основными видами пособий являются:
• пособие по временной нетрудоспособности;
• пособие по беременности и родам;
• пособие при рождении ребенка;
• пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет;
• пособие на погребение.
Существуют и другие виды социального обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и т.д.
Основной характеристикой федерального бюджета остается его социальная ориентированность. Бюджетные ассигнования на эти цели в 2009 году составили 302,2 млрд. рублей, в 2010 году - 335,6 млрд. рублей, в 2011 году - 304,7 млрд. рублей
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости реформирования социальной сферы по всем направлениям, так как в результате развивающегося прогресса особое внимание уделяется выполнению обслуживающих функций.[11,c.287]
2.2 Тенденции финансирования
основных направлений
Одним из мероприятий по
стабилизации обстановки в социальной
сфере будет разработка финансово-хозяйственного
механизма, обеспечивающего
Внимание Правительства Российской Федерации в области социальной поддержки населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
В основу будут положены мероприятия по:
- передаче большинства
полномочий по установлению
- постепенной замене
- изменению принципов и источников финансирования выплаты ежемесячного пособия на ребенка;
- расширению рынка социальных
услуг, развитию конкуренции
Первоочередные действия
Правительства Российской Федерации
в сфере пенсионного
- поэтапное повышение
до 1,2 предельного соотношения
- введение механизмов накопительного финансирования досрочных пенсий;
- организацию государственного
пенсионного страхования.
- введение учета накоплений
на индивидуальных счетах
Реализация поставленных задач в социальной сфере позволит более рационально использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной составляющей и рамочных условий для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.
3. Основные направления
совершенствования системы
Рассмотрим основные направления совершенствования бюджетного финансирования отрасли социальной сферы – здравоохранения. В настоящее время ведутся разработки новых проектов, касающихся реформирования финансирования здравоохранения.
Важнейшим фактором эффективности
системы общественного
В экономике здравоохранения существует два альтернативных способа оплаты медицинской помощи:
— ретроспективный способ, когда оплата медицинской помощи осуществляется после её оказания на основе фактического набора услуг;
— метод предварительной оплаты медицинской помощи в заранее согласованных между финансирующей стороной и производителем медицинских услуг объёмах.
В здравоохранении РФ превалирует
частный и наиболее простой вариант
ретроспективной формы оплаты —
метод оплаты случаев амбулаторно-
В этом случае медицинское учреждение предоставляет требования в виде счетов на оплату фактически оказанной медицинской помощи финансирующей стороне, а последняя оплачивает её, исходя из числа посещений по установленной цене. Однако объём медицинских услуг, реально оказанных каждому больному, обратившемуся за медицинской помощью в лечебно-профилактических учреждениях, в этом случае оказывается не учтённым в системе финансового обеспечения.
Фактически данная модель ставит врачей в такие условия работы, когда уровень их заработной платы находится в прямой зависимости от объёмов предоставляемой медицинской помощи, создавая экономические стимулы к увеличению числа пролеченных больных и параллельно — к сокращению сроков лечения каждого пациента и количества услуг, оказываемых при рассмотрении каждого отдельного клинического случая.
Более того, немотивированность специалистов «первичного контакта» к оказанию максимума необходимых услуг на амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской помощи приводит к чрезвычайной загруженности узких специалистов, и, как следствие, к ограничению доступности их услуг для тех пациентов, которые в них действительно нуждаются.
Несмотря на то, что использование подобной схемы в региональном здравоохранении подвергается регулярной и конструктивной критике со стороны экспертного сообщества и администраторов от здравоохранения, она широко применяется во многих областях, а точнее в 88% субъектов Федерации (причём с 2004 по 2006 гг. их доля увеличилась на 11 %).
В то же время модель подушевой оплаты амбулаторной помощи (как частный метод перспективного финансирования), предлагающаяся в качестве альтернативной ретроспективному методу оплаты и признанная более приемлемой в региональном здравоохранении, находит практическое применение лишь в 8 регионах России.
Метод предварительной оплаты амбулаторных услуг имеет ряд очевидных преимуществ. Он позволяет избежать создания специальных резервных фондов (имеющих место при ретроспективной оплате) при планировании расходов здравоохранения, а медицинские учреждения в этих условиях строят свою экономическую политику более рационально, заранее зная, что внешних источников покрытия дефицита не существует.
Таким образом, при реализации
принципа подушевого финансирования медицинских
учреждений, в хозяйственной деятельности
лечебно-профилактических учреждениях
существенно расширяется
В 2007 г. на территории некоторых областей и регионах РФ стартовал пилотный проект по модернизации системы здравоохранения и реорганизации бюджетно-страховой системы финансирования в преимущественно страховую модель. Одним из его главных направлений было заявлено внедрение частичного фондодержания в амбулаторно-поликлинических учреждениях (структурных подразделениях) на основе принципов подушевого финансирования.
Поскольку полноценный переход на подушевое финансирование в региональном масштабе в настоящий момент невозможен (в силу неготовности многих муниципальных районов к подобным преобразованиям), было решено внедрить это финансирование лишь в нескольких поликлиниках областей и регионов, где к новой системе оплаты в 2007 г. перешли специалисты первичного звена, врачи-терапевты. А врачи узких специальностей и работающие в стационарах остались на гонорарном, ретроспективном принципе выплат, когда оплата производится за фактическое количество отдельных проведённых мероприятий и оказанных услуг.
Объём финансовых средств в новых условиях финансирования перечисляется первичному звену на основе перспективного принципа финансирования в расчёте на каждого закреплённого за участком гражданина, а также с учётом проведённых профилактических мероприятий (диспансеризация, вакцинация, пропаганда здорового образа жизни и т. д.) и их результатов. Стимулом для эффективной работы участковых врачей в новых условиях станет возможность распоряжаться средствами, сэкономленными в результате рационализации медицинской помощи, сокращении количества случаев неоправданной госпитализации.
Результатом внедрения системы финансовых отношений по принципу «поликлиника-фондодержатель» станет придание первичной медицинской помощи роли центрального звена в цепи медицинской помощи и, как следствие, упорядочение обращаемости к узким специалистам.
Внедрение подушевого финансирования является важнейшей составляющей организации системы одноканального финансирования здравоохранения, запланированной в рамках пилотного проекта.
В настоящее время
В практике регионального здравоохранения не существует сквозной методики подушевого финансирования, охватывающей бюджетные и страховые финансовые средства, — эти каналы разобщены, и в каждом из них функционирует свой специфический механизм распределения ресурсов.
Объём бюджетного финансирования выводится нормативно, исходя из фактически произведённых затрат на здравоохранение. При этом уровень фактических затрат зависит по большей части от количественных характеристик действующих в пределах муниципальных районов сетей лечебно-профилактических учреждениях, численности штатов, коммунальных услуг, а также возможностей местных бюджетов.
Фактически описанная схема является экономически не оправданной и не целесообразной, поскольку при бюджетном финансировании, осуществляемом в её рамках, поддерживаются ранее сформированные в пределах муниципальных образований, но неэффективные принципы финансирования сети лечебно-профилактических учреждениях (а не конкретных медицинских услуг).
В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи средства ОМС направляются в страховые медицинские организации (СМО) исходя из территориального подушевого норматива финансирования с учётом половозрастных коэффициентов, однако последние не являются объективными и искажают реальную ситуацию потребностей населения области в медицинской помощи.
Информация о работе Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития