Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития
1.1 Понятие государственного бюджета, его расходы.
1.2 Классификация бюджетных расходов и ее значение.
1.3 Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы.
1.4 Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений.
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3 Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам (Автосохраненный).docx

— 81.27 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Ф ГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет  имени К.Д. Глинки»

Кафедра  финансов  и  кредита

 

Курсовая работа 

по дисциплине «Финансы»

Тема:

«Бюджетное  финансирование: принципы, формы, проблемы развития»

 

выполнила

студентка  экономического факультета

специальность  Финансы  и кредит

заочного отделения

второе высшее образование

Фвв -11424

1 курс

Клепачева Наталья Алексеевна

проверила

 О.И. Ухина

Результаты защиты:________________

Дата защиты______________________                                   

 

                                                        Воронеж 2011г.

                                                 

 

 

Содержание 

 

Введение     

Глава 1.  Бюджетное  финансирование: принципы, формы, проблемы развития                                                                                                                        

1.1 Понятие государственного бюджета, его расходы.

1.2  Классификация бюджетных расходов  и ее значение.

1.3 Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы.

1.4 Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений.

Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы

2.1. Финансирование социальной  сферы как важнейшая характеристика  бюджета государства

2.2. Тенденции финансирования  основных направлений социальной  сферы

2.3 Расходы на обеспечение социальной политики

Глава 3 Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всех государствах в  результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Распределение денежных средств  из бюджета страны, национального  дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной - в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

Тема бюджетного финансирования всегда актуальна и значима для  каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности - вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.

Система бюджетного финансирования в Российской Федерации является результатом длительного развития, в ходе которого одни элементы системы  развивались и совершенствовались, другие утрачивались.

 Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.

 Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы  как важнейшей характеристики бюджета государства.

Задачей работы является раскрытие  понятия и сущности бюджетного финансирования, а именно:

- форм и  принципов бюджетного финансирования;

-  классификации бюджетных расходов;

- основных проблем бюджетного финансирования и путей их решения;

- финансирования социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- тенденций финансирования основных направлений социальной сферы;

- расходов на обеспечение социальной политики;

 Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения, а объектом исследования является бюджетное финансирование.

 Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.

 При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие государственного бюджета, его расходы.

 Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

 Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

 Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы  и мероприятия и бюджетных  вложений на коммерческой основе.

Государственные расходы  представляют собой расходы правительства по финансированию его деятельности  и регулированию экономического развития страны. Основным источником государственных, или правительственных, расходов выступает государственный бюджет.

Государственный бюджет страны - это основной источник всех государственных расходов - как федеральных, так и муниципальных.

Бюджет формируется из доходов правительства, которые  складываются из налогов, сборов, доходов  учреждений государственного сектора  и внутренних и внешних займов. Статистика показывает, что бюджетные расходы большинства стран постоянно увеличиваются, хотя основные расходные статьи в основном не меняются.

При всем многообразии государственных  расходов можно выделить два основных вида расходов бюджета:

- содержание правительства и государственного сектора;

- регулирование экономического развития страны.

 Содержание правительства и государственного сектора подразумевает финансирование правительственного аппарата - как федерального, так и муниципального, а также деятельность правительственных учреждений государственного сектора, например, учебных и медицинских учреждений, электростанций, аэропортов, если в этом есть необходимость. Сюда же относится поддержание безопасности и правопорядка, которое включает финансирование армии, флота, полиции, таможни и подобных подразделений.

 Регулирование экономического развития страны представляет собой правительственное воздействие на совокупный спрос и предложение, но в данном случае речь идет о совокупном спросе, так как в первую очередь на него нацелена фискальная политика. Сюда относятся трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам различных отраслей хозяйства, правительственные заказы, инвестиции для поддержания экономического роста, а также обслуживание государственного долга.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,– это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на капитальные и текущие.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие  или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в  качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых  создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие  страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем  увеличивать при благоприятной  ситуации в экономике. Стимулы к  их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека – важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация бюджетных расходов и ее значение

В связи с тем, что составляющие бюджет доходы и расходы неоднородны  по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для  целей их планирования и учета  разработана и используется бюджетная  классификация, составляющая основу бюджетной системы государства.

Информация о работе Бюджетное финансирование: принципы, формы, проблемы развития