Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
1. Введение.
2. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.
3. Принципы бюджетной системы.
4. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов.
5. Межбюджетные отношения.
4. Федеральный бюджет.
5. Региональный бюджет.
6. Местные бюджеты.
7. Внешние фонды.
8. Бюджетный процесс.
9. Использованная литература.
Содержание.
Тема: Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации.
Введение.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические
реформы, проводимые в России с начала
девяностых годов, также не
могли не затронуть сферу государственных
финансов, и, в первую очередь,
бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством
мобилизации и расходования ресурсов
государства, дает политической
власти реальную возможность
воздействовать на экономику,
финансировать ее структурную перестройку,
стимулировать развитие приоритетных
секторов экономики, обеспечивать
социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Поиск выхода из глубочайшего
экономического кризиса, в котором оказалась
Россия, потребовал радикального обновления
финансовой системы общества.
Составной частью пути выхода из кризиса
явилось принятие ГД ФС РФ 17.07.1998 (ред. от 01.07.2005) нового Бюджетного кодекса
Российской Федерации, установившего
общие принципы бюджетного законодательства
и правовые основы функционирования бюджетной
системы и бюджетного процесса Российской
Федерации.
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий
(финансовый) год. Все действующие
на территории Российской Федерации бюджеты
представляют в совокупности определенную
систему, которая называется бюджетной
системой. В законодательстве было дано
ее определение как основанной на экономических
отношениях, государственном устройстве
и юридических нормах совокупности федерального
бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов муниципальных образований.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государства и муниципальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Новый Бюджетный кодекс Российской
Федерации (БК РФ) определяет бюджет как
«форму образования и расходования фонда
денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления».
Таким образом, государственный бюджет,
являясь для государства средством
аккумулирования финансовых ресурсов,
дает государственной власти
возможность содержания государственного
аппарата, армии, выполнения
социальных мероприятий, реализации
приоритетных экономических
задач, т.е. выполнения государством присущих
ему функций.
БК РФ дает следующее определение
бюджетной системы: «основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской
Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством
принято понимать организацию бюджетной
системы и принципы ее построения.
Для бюджетной системы федеративного
государства характерны три уровня - государственный
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Так, бюджетная
система США включает федеральный бюджет,
бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов
местных административно-
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
в) третий уровень - местные
бюджеты, к которым относятся бюджеты
муниципальных образований (бюджеты районов,
городов и других административно-
поселковых и сельских бюджетов).
Среди них следует выделить
бюджеты административно-
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.
Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской Федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.
Местные бюджеты разрабатываются
и утверждаются правовыми актами представительных
органов местного самоуправления либо
в ином порядке, установленном уставами
муниципальных образований.
Бюджеты муниципальных образований
поселенческого типа
введены Федеральным законом
№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим
в силу 1 января 2006 г.
Бюджетное устройство - это основанная на законодательных
нормах организация системы взаимосвязей,
как между звеньями бюджетной системы, так и между
участниками бюджетного процесс
Бюджетное устройство Российской
Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, т. е. реальное
участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной
степени ориентированном и на учет обще
- государственных интересов, и на реализацию
интересов субъектов Российской Федерации.
В системе принципов, на основе которых формируется бюджетное устройст
В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу, принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
1) Принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3) Принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
5) Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6) Принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7) Принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами.
8) Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
9) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Также для бюджетного процесса характерны и другие принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - к функциям органов представительной власти.
Всем стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию - систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для составления и исполнения
бюджетов и обеспечения сопоставимости
показателей всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации
используется бюджетная классификация
Российской Федерации. Бюджетная
классификация является группировкой
доходов и расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
и источников финансирования дефицитов
этих
бюджетов с присвоением объектам
классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация дает
возможность экономического и
статистического анализа доходов
и расходов бюджетов РФ, обеспечивает
адресность выделения финансовых
ресурсов. Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная
классификация включает:
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации