Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

1. Введение.
2. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.
3. Принципы бюджетной системы.
4. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов.
5. Межбюджетные отношения.
4. Федеральный бюджет.
5. Региональный бюджет.
6. Местные бюджеты.
7. Внешние фонды.
8. Бюджетный процесс.
9. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

к.финансы и кредит.docx

— 44.43 Кб (Скачать файл)

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

В Российской Федерации, согласно Закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации (ст. 12).

В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возвратной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную классификацию. Поэтому приказом Минфина РФ № 177 от 29 декабря 1994 г. с 1 января 1995 г. в Российской Федерации введена новая редакция бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения.

Новая редакция структуры бюджетной классификации РФ включает в себя четыре блока: I. Доходы бюджета; II. Расходы бюджета; III. Финансирование бюджета; IV. Государственный долг. Существенные изменения произошли в классификации доходов бюджета. Они стали подразделяться на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

Принципиально изменена и классификация расходов бюджета. Здесь следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Межбюджетные отношения.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы;

- разграничение (закрепления  на постоянной основе и распределения  по временным нормативам) регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации.

- равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

- равенства всех бюджетов  Российской Федерации во взаимоотношениях  с федеральным бюджетом, равенством  местных бюджетов во взаимоотношениях  с бюджетами субъектов Российской  Федерации;

- принцип распределения  доходных источников (формы и направление поддержки дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации)

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составить не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ (свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ).

 

    1. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень 
бюджетной системы РФ. Он является основным финансовым планом 
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального 
закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием 
перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются 
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического 
развития страны и реализации социальной политики на территории всей 
России.

Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды - централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет 
доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

 

 

 

    1. Региональный бюджет.

Региональный бюджет представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово - бюджетной системе: получая помощь их федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст.15). В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся:

- имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального  бюджета;

- является средством регулирования  местных бюджетов.

 

    1. Местные бюджеты.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных  фондов, являющихся финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

- распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организацией и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных  и финансовых ресурсов.

 

    1. Внебюджетные фонды.

Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды - централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях - федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне). Бюджетный федерализм в Российской Федерации предполагает: 
разделение налоговых полномочий и налоговой базы (утверждается Налоговым кодексом Российской Федерации), возможность осуществления трансфертов для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, 
дотации, субвенции, субсидии, целевую помощь бюджетам других уровней бюджетной системы, взаимные расчеты между бюджетами различных уровней (межбюджетные ссуды, кредиты).

Российская система бюджетного федерализма включает:

- четыре независимых уровня бюджетов,

- налоговый федерализм как систему федеральных,

- региональных и местных налогов,

- блок финансовых трансфертов, т.е. финансовой поддержки регионов,

- блок федеральных программ по развитию регионов,

- блок целевых бюджетных фондов,

- блок дотаций, субвенций и субсидий, блок взаимных расчетов.

 

    1.  Бюджетный процесс

Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Бюджетное планирование как органическая часть финансового планирования подчинено требованиям финансовой политики государства. В ходе  планирования обеспечивается централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы, достигается воздействие финансов на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны, выявление резервов эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативноправовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

- составление проектов бюджетов;

- рассмотрение и утверждение бюджетов;

- исполнение бюджетов;

- составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов бюджетной системы в России, а также контроль за их исполнением регулируются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

 Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, являются Законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров - Правительстве РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации