Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….4
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…13
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………13
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........19
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………...…………...…29

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)
 
 

  Новосибирск 2012

 

  

  Оглавление

    Введение………………………………………………………………...…....3

    Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4

    1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….4

    1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6

    1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9

    Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…13

    2.1. Понятие бюджетного федерализма  и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………13

    2.2. Бюджетные полномочия органов  власти и их распределение...........19

    2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25

    Заключение…………………………………………………………………27

    Список использованной литературы ……………………...…………...…29

 

 

  Введение

    Бюджет  играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, ненадежные отрасли (сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).

    В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

    Целью данной работы является проведение анализа современного состояния бюджетного устройства Российской Федерации, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

    В работе использованы: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, материалы официальных сайтов Президента и Министерства Финансов Российской Федерации, учебные материалы и статьи следующих авторов: Г.Б. Поляка, Мысляева И.М., Новикова М.В. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

    1.1. Понятие бюджета

    Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социальные и экономические процессы в обществе.

    Являясь одним из атрибутов государства, бюджет служит основным источником финансового  удовлетворения материальных потребностей государства.

    История бюджета в России насчитывает  несколько сотен лет.

    Первые  сведения о смете государственных  доходов и расходов отдельных городов относятся к 1645 году.

    В 1722 году Камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 год. С 1802 года Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, и лишь с 1811 года начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам.

    В середине 60-х годов XIX века были введены правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Единая классификация доходов и расходов была введена в 1891 году.

    С экономической точки зрения бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода.

    По  материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, который формируется для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

    По  плановой форме бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

    Бюджет  играет важную экономическую, политическую и социальную роль в обеспечении воспроизводственных процессов в обществе и государстве.

    С помощью механизма изъятия части  доходов из одних отраслей и секторов экономики через бюджет, средства перераспределяются как в другие отрасли и сектора экономики, так и между территориями страны.

    Бюджет  относится к области финансовых отношений и несет две функциональные нагрузки, а именно, выполняет распределительную и контрольную функции.

    Распределительная функция охватывает обширную область денежных отношений, так как в бюджетные отношения вступают прямо или опосредовано все участники общественного производства.

    Действие  распределительной функции представляет собой двоякий процесс образования бюджетного фонда и его использования.

    Основным  объектом бюджетного распределения выступает национальный доход. При каких-либо чрезвычайных обстоятельствах в бюджетное перераспределение вовлекаются элементы национального богатства (золотовалютные запасы, накопленные страховые резервы).

    Масштабы  распределения и перераспределения ресурсов зависят как от границ валового внутреннего продукта и национального дохода страны, так и от роли и возможностей государства как совокупного хозяйствующего субъекта учитывать экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, соблюдать макроэкономические пропорции в экономике страны, выполнять социальную функцию в обществе.

    Действие  контрольной функции связано  с обеспечением возможности эффективного воздействия государства путем использования бюджета на социально-экономические процессы в стране.

    С помощью контрольной функции  выявляется финансовое положение экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований, притом, что не все финансовые ресурсы проходят через бюджетный механизм.

    1.2. Структура бюджетной  системы Российской Федерации

    В зависимости от формы государственного устройства различают бюджетные  системы унитарных и федеративных государств1.

    В унитарных государствах бюджетные системы включают два уровня:

    центральный бюджет;

    местные бюджеты.

    В федеративных государствах бюджетные системы включают три уровня:

    федеральный бюджет;

    бюджеты субъектов Федерации;

    местные бюджеты.

    Уровни  бюджетной системы зависят от существования в стране разных уровней государственного и муниципального управления. Вид бюджета связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.

    Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]

    Главным звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет. С помощью федерального бюджета осуществляется основная доля бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны; формирование основных направлений бюджетной политики и принципов построения межбюджетных отношений строится с учетом возможностей, в первую очередь, федерального бюджета.

    Совокупность  региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.

    Бюджет  субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

    Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.

    Бюджет  муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления (города, района, поселка и т.п.).

    Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ определяют бюджетные полномочия органов местного самоуправления (в рамках федерального законодательства). Бюджет муниципального образования довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов - бюджета закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО)2.

    В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.

    Федеральные органы власти могут передавать свои доходные источники прямо в бюджеты ЗАТО, минуя второй (региональный) уровень бюджетной системы РФ.

    Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

    

    Свод  бюджетов – это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

    Процесс консолидации требует соблюдения определенных правил суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита (профицита).

    Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

    Консолидированный бюджет муниципального образования состоит из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования.

    Использование консолидированного бюджета тесно  связано с процессом бюджетного планирования и прогнозирования.

    В консолидированный бюджет не попадают бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов.

    В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов.

    Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

    1) бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации;

    2) бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации;

    3) бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

    Бюджетами территориальных государственных  внебюджетных фондов являются бюджеты  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования.

    Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

    Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ