Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:34, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….4
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…13
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………13
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........19
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………...…………...…29
Новосибирск 2012
Введение………………………………………………
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4
1.1.
Понятие бюджета………………………………………
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9
Глава
2. Основы построения системы межбюджетных
отношений в Российской Федерации………………………………………………………
2.1.
Понятие бюджетного
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........19
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25
Заключение…………………………………………
Список использованной литературы ……………………...…………...…29
Введение
Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, ненадежные отрасли (сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.
Целью данной работы является проведение анализа современного состояния бюджетного устройства Российской Федерации, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
В
работе использованы: Конституция Российской
Федерации, Бюджетный Кодекс Российской
Федерации, материалы официальных сайтов
Президента и Министерства Финансов Российской
Федерации, учебные материалы и статьи
следующих авторов: Г.Б. Поляка, Мысляева
И.М., Новикова М.В. и др.
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
1.1. Понятие бюджета
Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социальные и экономические процессы в обществе.
Являясь одним из атрибутов государства, бюджет служит основным источником финансового удовлетворения материальных потребностей государства.
История бюджета в России насчитывает несколько сотен лет.
Первые сведения о смете государственных доходов и расходов отдельных городов относятся к 1645 году.
В 1722 году Камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 год. С 1802 года Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, и лишь с 1811 года начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам.
В середине 60-х годов XIX века были введены правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Единая классификация доходов и расходов была введена в 1891 году.
С экономической точки зрения бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода.
По материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, который формируется для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.
По плановой форме бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль в обеспечении воспроизводственных процессов в обществе и государстве.
С
помощью механизма изъятия
Бюджет относится к области финансовых отношений и несет две функциональные нагрузки, а именно, выполняет распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция охватывает обширную область денежных отношений, так как в бюджетные отношения вступают прямо или опосредовано все участники общественного производства.
Действие
распределительной функции
Основным объектом бюджетного распределения выступает национальный доход. При каких-либо чрезвычайных обстоятельствах в бюджетное перераспределение вовлекаются элементы национального богатства (золотовалютные запасы, накопленные страховые резервы).
Масштабы
распределения и
Действие контрольной функции связано с обеспечением возможности эффективного воздействия государства путем использования бюджета на социально-экономические процессы в стране.
С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований, притом, что не все финансовые ресурсы проходят через бюджетный механизм.
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации
В
зависимости от формы государственного
устройства различают бюджетные
системы унитарных и
В унитарных государствах бюджетные системы включают два уровня:
центральный бюджет;
местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетные системы включают три уровня:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Федерации;
местные бюджеты.
Уровни бюджетной системы зависят от существования в стране разных уровней государственного и муниципального управления. Вид бюджета связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]
Главным звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет. С помощью федерального бюджета осуществляется основная доля бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны; формирование основных направлений бюджетной политики и принципов построения межбюджетных отношений строится с учетом возможностей, в первую очередь, федерального бюджета.
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления (города, района, поселка и т.п.).
Нормативно-правовые
акты органов государственной власти
субъектов РФ определяют бюджетные полномочия
органов местного самоуправления (в рамках
федерального законодательства). Бюджет
муниципального образования довольно
прочно связан с бюджетом вышестоящего
уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением
одного из видов - бюджета закрытого административно-
В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.
Федеральные органы власти могут передавать свои доходные источники прямо в бюджеты ЗАТО, минуя второй (региональный) уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Свод бюджетов – это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Процесс консолидации требует соблюдения определенных правил суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита (профицита).
Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Консолидированный бюджет муниципального образования состоит из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования.
Использование консолидированного бюджета тесно связано с процессом бюджетного планирования и прогнозирования.
В консолидированный бюджет не попадают бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов.
В
состав бюджетов государственных внебюджетных
фондов входят бюджеты государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
и бюджеты территориальных
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
1)
бюджет Пенсионного фонда
2)
бюджет Фонда социального
3)
бюджет Федерального фонда
Бюджетами
территориальных
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.