Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….4
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…13
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………13
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........19
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………...…………...…29

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

    1.3. Принципы построения  бюджетной системы

    Бюджетная система страны построена с учетом принципов, перечень которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ. К их числу относят следующие принципы:

    единства;

    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

    самостоятельности бюджетов;

    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    сбалансированности  бюджета;

    эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов;

    гласности;

    достоверности бюджета;

    адресности  и целевого характера бюджетных  средств.

    Сущность  каждого из указанных принципов  кратко раскрыта в соответствующих статьях Бюджетного кодекса РФ.

    С точки зрения соотнесения данных принципов либо к построению бюджетной системы, либо к механизму бюджетного финансирования, более подробного изложения заслуживают принципы самостоятельности бюджетов, единства бюджетной системы и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Последовательная  реализация принципа самостоятельности играет важную роль в построении бюджетной системы демократического государства. Этот принцип означает: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов; другие правовые нормы, способствующие реальной самостоятельности бюджетов.

    Принцип самостоятельности бюджетов тесно связан с другим принципом - разграничением доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов и прав по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    Наибольшую  сложность для практической реализации данного принципа представляет выбор критериев для разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

    На  выработку данных критериев оказывает влияние ряд факторов, в т.ч. необходимость соблюдения принципа построения межбюджетных отношений – равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

    Этот  принцип предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, применение единой методики определения финансовых затрат на предоставление государственных услуг и других нормативов, являющихся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.

    Содержание  других принципов построения бюджетной системы в краткой форме можно свести к следующему.

    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные законодательством РФ, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в полном объеме.

    Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов тесно увязан с принципом сбалансированности. Данный принцип конкретизирует то положение, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета (за исключением целевых бюджетных фондов и других случаев, предусмотренных законодательством).

    Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации порядка утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательное опубликование в печати соответствующих материалов.

    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации

  2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов

    Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

    Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

    Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

    Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

    законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней  управления;

    обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами  для выполнения ими возложенных  на них функций;

    обеспечении вертикального и горизонтального  выравнивания доходов всех звеньев  бюджетной системы;

    наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

    самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

    В отличие от классических федераций (Швейцария, США, Канада) с высоким уровнем автономии отдельных государственно-территориальных образований, в РФ принцип равенства прав субъектов федерации сосуществует с различиями в степени соответствия этих прав реальным социально-экономическим и политическим условиям обеспечения жизнедеятельности в субъектах РФ. Подобное положение предопределило необходимость его учета при построении межбюджетных отношений.

    Межбюджетные  отношения - взаимоотношения между  публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса. [9]

    Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

    распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

    разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

    равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

    выравнивания  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

    равенства всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

    Бюджетное послание Президента Российской Федерации  направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная  политика Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период.

    В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Все доходы бюджета в зависимости от формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

    В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в федеральный бюджет.

    Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

    доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

    доходы  от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества находящегося в государственной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в  бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определёнными законодательством о приватизации;

    доходы  от платных услуг, оказываемых как  самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов включаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации. Также бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

    доходы  в виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

    К безвозмездным перечислениям относятся, например, средства, перечисляемые в бюджет из бюджета вышестоящего уровня.

    Все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные. Разграничение налогов и других поступлений означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами.

    Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

    К собственным доходам бюджетов относят как налоговые доходы, так и неналоговые. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.

    Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что расходы каждого бюджета должны покрываться доходами. Если действующее разграничение доходов не позволяет реализовать этот принцип в достаточной мере, то возникает потребность в перераспределении доходов между бюджетами разных уровней. Для решения подобной задачи применяют механизм бюджетного регулирования, составным элементом которого является система регулирующих доходов.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ